Дмитрий Потапенко: Наш социум маргинализирован. Наше шоу – «Дом-2», наша еда – хлеб — igryzone.ru
Бизнесмен Дмитрий Потапенко рассуждает о том, что же для российских общества и экономики означает рост потребления хлеба.
Дмитрий Потапенко // Фото: скриншот YouTube
Впервые за пять лет в России зафиксирован рост продаж хлеба, по итогам 2020-го прирост может превысить 60 тыс. тонн.
На мой взгляд, вещь ожидаемая: доходы-то населения падают. Но примета ли это бедности? Рост, по моим наблюдениям, составляет порядка 15%. Даже если учесть, что в предыдущие годы продажи хлеба падали, а сейчас ожидается, что за год будет продано 7,95 млн тонн, то это все же не так уж много в пересчете на каждого россиянина.
К слову, выросли и продажи кондитерских изделий (по деньгам они увеличились на 2,9% по сравнению с 2019-м). Классика жанра: когда происходит какое-то напряжение и человек испытывает стресс, он начинает со страшной силой поглощать быстрые углеводы – скупать сладкое, мороженое, пиво… Фатально это или нет?
Думаю, пока не фатально. Процесс банкротства частных и корпоративных структур еще не вошел в пиковую зону. На мой взгляд, мы пока находимся в средней его части. А пик придется на время после Нового года.
Сейчас разные эксперты проводят такую линию: мол, когда люди начинают на всем экономить и доходы продолжают падать, это ведет к социальной деградации. То есть люди начинают экономить на образовании, культуре, развитии, растет преступность и т.д. Ну что тут сказать? Знаете, нам не так уж далеко падать: достаточно вспомнить, что самое популярное шоу, которое входило в Книгу рекордов Гиннесса, у нас «Дом-2», а наиболее популярным напитком, если помните, некоторое время назад была настойка боярышника…
У нас социум достаточно сильно маргинализирован именно за счет того, что существующие в стране политика и экономика не подразумевают какого-то интеллектуального труда. Поэтому рост потребления хлеба, думаю, это минимальная из бед, которая может случиться.
В конечном счете все идет от того, какую работу человек выполняет, требует ли она интеллектуального вложения… А у нас счет по технологическому отставанию идет уже на десятилетия. И для того, чтобы общество начало интеллектуально развиваться, надо развивать экономику – в первую очередь технологии.
-
Дмитрий Потапенко: Россия – сырьевая колония. Своих технологий у нас просто нет
И рост продаж хлеба, повторю, тут 128-й параметр. Делать из этого симптом какого-то аларма… Если по-честному, аларма не существует. Мы все меряем по дефолту 1998-го, когда произошел резкий обвал (в принципе его можно было и не допускать). Но если мы посмотрим на развитие России, алармить нужно на каждую ноту.
Нужно говорить о том: а какая Россия в XXI веке, каково наше технологическое настоящее и будущее. Алармить нужно по поводу того, что мы на боковичке развития цивилизации… Говорить нужно о фундаментальных вещах, а уж рост потребления хлеба… Да, это один из показателей. Да, неприятный. Но не фундаментальный. Хочется сказать: ребята, вы сначала выработайте концепцию – какую экономику будущего вы видите в России. И если она действительно ведет к росту, тогда мы уже не будет вспоминать о «приметах бедности».
Дмитрий Потапенко, бизнесмен
* * *