В русском монастыре на Афоне готовят экспозицию музея его истории
СВЯТАЯ ГОРА АФОН /Греция/, 30 октября. /Спец. корр. ТАСС Юрий Малинов/. Монахи русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон готовят экспозицию музея его истории, которая разместится в здании бывшего монастырского магазина, функционировавшего в конце XIX — начале XX веков. Об этом рассказал монах Досифей, ознакомивший корреспондента ТАСС с экспонатами.
По словам монаха, фактически это — «музей монастырского хозяйства или монастырских послушаний (полезных работ на благо монастырской общины — прим. ТАСС) конца XIX — начала XX веков». «Это как раз был самый расцвет нашего монастыря, у нас в то время жило более 2 тыс. монахов, трудились 3 тыс. рабочих, ежедневно проживали в монастыре более 600 паломников, — рассказал Досифей. — То есть практически 6 тыс. человек было».
30 различных производств
В монастыре было более 30 производств — от литейного и кирпичного заводов до швейной мастерской и макаронной фабрики. «Заводы и фабрики монастыря обеспечивали его всем самым необходимым, и естественно был излишек производства, который реализовывали в магазине, — рассказал монах Досифей. — Вот это здание раньше было монастырским магазином. Здесь продавали все, что производил монастырь, а это были не только иконы и книги, но и различная продукция ремесленников».
Фактически это был огромный супермаркет на трех этажах, куда съезжались монахи со всего Афона, сказал Досифей. «Здесь мы сейчас собрали сохранившиеся монастырские изделия и создали такую вот экспозицию, — пояснил он, показывая стенды. — Мы разделили это на отдельные секции, как бы отдельные послушания. Вот тут иконы, инструменты, которые использовали наши иконописцы, краски, которые они сами делали из измельченных минералов, а также сусальное золото».
По словам представителя монастыря, в иконописной мастерской в период расцвета трудились 150 человек. «На развитие нашей школы всего было отведено около 50 лет, это немного, а потом [произошла] революция, прекратился приток послушников и начался упадок монастыря, — сказал монах. — Наша иконописная школа тоже начала угасать, потому что некому было передавать опыт, но, тем не менее, за этот короткий промежуток времени сформировался свой узнаваемый стиль нашего монастыря. Вот иконы, которые были готовы для отправки в Российскую империю, но помешала Первая мировая война, так они до наших дней и пролежали».
Монастырская фотостудия
В Свято-Пантелеимоновом монастыре была собственная фотомастерская, продолжил Досифей. «Фотостудия в нашем монастыре была организована в 1868 году, — сказал он. — В архиве у нас есть снимок, который датирован 1840 годом, фактически это самое начало фотографии, которая официально возникла в 1838 году. Заслуга нашего монаха Наума Муравьева, который 25 лет заведовал фотомастерской, заключается в том, что он еще в то время теми средствами, который тогда были, смог перефотографировать все наши древнейшие рукописи».
По словам монаха, «это очень кропотливый труд, даже в наше время со всеми сканерами и компьютерными программами это довольно сложно». «А ученик Муравьева иеромонах Гавриил Плужников создал фотолетопись монастыря, фиксируя все бытовые частности — приезды гостей, послушания, просто личности монахов. Он автор вот этого известного фотоснимка посещения монастыря Божьей матерью в 1903 году. Здесь копии позитива и негатива, а также фотоаппарат, с помощью которого этот снимок был сделан — фигура Божьей Матери слева на фото в огненном сиянии», — пояснил Досифей.
Всего, по словам монаха, в монастыре хранится 6 тыс. негативов. «И это с учетом всех утрат, которые были в XX веке в результате пожаров и землетрясений, — сказал он. — Благодаря этим фото мы можем и историю восстанавливать, и создавать этот музей. Мы тоже ориентируемся на эти снимки».
Представитель русского монастыря также показал уникальные издания. «Вот первый в истории фотоальбом, посвященный Афону и изданный нашим монастырем в 1861 году, — сказал он. — Всего таких альбомов сохранилось два экземпляра, один из них здесь. Обратите внимание — на каждой странице имеется клеймо нашей фотомастерской».
Также монах представил фотокамеру, которую подарил монастырю император Александр II в 1861 году. «Это фотоаппарат для контактной съемки, а далее тут труды монастырской типографии, — сказал Досифей. — Издательство у нас организовали в 50-х годах XIX века, вот такие брошюры, листки и книги, а также каменные матричные оттиски для печати сохранились. В огромных количествах тогда печатали эти издания и раздавали паломникам».
На вопрос, кто может уже посещать экспозицию, монах Досифей ответил, что «пока систематических экскурсий нет, музей еще не готов». «Чтобы его полностью запустить, нам надо еще год-полтора. Сейчас мы пока его комплектуем, будем все идентифицировать, подписывать многие экспонаты», — пояснил монах.
«Мы даже не знаем предназначение некоторых предметов, все надо искать, спрашивать специалистов, но даже они порой не знают, потому что утрачено представление о некоторых старых технологиях, — продолжил Досифей. — Допустим как с хромолитографией. Пока мы не знаем всех деталей процесса такой печати, тем более что его перенесли на подворья в Москву и Одессу в 1860-х годах. Это было практично, потому что большинство литературы распространялась уже в Российской империи, и было выгоднее там издавать, чем делать это здесь и потом транспортировать».
Монах рассказал, что в те годы в монастырской канцелярии работало около 100 делопроизводителей, и у каждого был свой штемпель для запечатывания конвертов. «Вот некоторые образцы, конверты запечатывали сургучом, у каждого канцеляриста было три штемпеля на трех языках — греческом, русском и турецком в зависимости от того, куда шла корреспонденция, — пояснил Досифей. — А вот сохранившийся зубоврачебный кабинет. У нас в монастыре была аптека и три больницы — для братии, для паломников, а также для «пустынников», которые жили в пещерах на Святой горе».
В экспозиции музея также представлены посуда из фарфора Кузнецовской фабрики, который ставили на столы на Покров Пресвятой Богородицы и на день памяти Великомученика Пантелеимона — главные праздники монастыря, различная кухонная утварь, сохранившиеся изделия монастырской макаронной фабрики, оборудование швейной фабрики, токарной мастерской, пилорамы, стеклодувного производства, кирпичного и литейного заводов.
«В Греции тогда не было ни одного литейного завода, и оборудование заказывали, в том числе в нашем монастыре, потому что это было дешевле, чем в Германии, — пояснил монах Досифей. — Вот готовые станки, которые производились в нашем монастыре. Сейчас у нас таких видов работ (послушаний) нет, мы практически все только восстанавливаем. А вот фрагмент узкоколейки, которую планировалось проложить ко всем нашим келиям и скитам, потом монастырь намеревался построить такую железную дорогу и между всеми монастырями Афона».
Источник: