Олег Митволь: Кто поливает Волгу грязью — igryzone.ru
На днях Счетная палата представила отчет по проверке того, как правительство и региональные власти проводят мероприятия по оздоровлению Волги и всего Волжского бассейна. Выводы неутешительные: промышленных отходов стали сбрасывать меньше, но «одной из ключевых проблем бассейна Волги является низкое качество воды», написано в отчете. Под угрозой существование около 70 видов рыб, 40 из них промысловые… И так далее. А деньги, которые выделяются на очистку, тратятся совсем на другие нужды.
Все это более чем печально. Но я бы на месте журналистов заинтересовался другой историей. Некогда «Росатом» и тогдашний его глава Сергей Кириенко пролоббировали Федерального экологического оператора (ФГУП «ФЭО»), который должен стать «нашим всем» в обезвреживании отходов I–II классов.
И все бы ничего, если бы этот оператор продолжал специализироваться на утилизации радиоактивных отходов, что делать умеет. Так нет, ФЭО начал заниматься мусором, не имея ни необходимых лицензий, ни опыта. В результате Росприроднадзор зафиксировал, к примеру, 16 нарушений на объекте ФЭО в Заозерске Мурманской области (не так давно ФЭО проиграл арбитражный суд Росприроднадзору по этому поводу).
-
Как родня Кириенко заработает на мусоре и где от этого отдохнет
Сейчас Росприроднадзор уже в двух регионах доказал в суде, что ФЭО не имеет права всем этим заниматься. Но это никого не смутило, и ФЭО включен правительством в «дорожную карту» по ликвидации последствий экологической катастрофы в Усолье-Сибирском Иркутской области. И власти выделяют этому оператору один за другим новые объекты.
Например, у нашей компании «Полигон» – единственной в стране – есть оборудование для обезвреживания пестицидов. Именно обезвреживания, подчеркиваю. И вот недавно, когда в очередной раз всплыли проблемы с брошенным на Камчатке Козельским полигоном (там в конце 1970-х под вулканом оборудовали хранилище и зарыли в него более 100 тонн химии, оставшейся от сельхозпредприятий, в 2000-е могильник несколько раз давал течь), Минприроды запросило у нас цену обезвреживания этого могильника. Мы послали официальный ответ: с вывозом, обезвреживанием, рекультивацией все обойдется в 100 млн рублей.
После чего правительство в лице вице-премьера Виктории Абрамченко подписывает соглашение с… ФЭО. Оператор «Росатома», не имеющий ни лицензии на такие работы, ни оборудования, ни опыта, взялся очистить полигон за… 340 млн рублей.
-
Полезнее президента, круче Человека-паука: костромич в маске Путина сражается за чистую планету
Видимо, Абрамченко считает, что ФЭО – специалисты на все руки. А ведь лицензирование предполагает строительство объектов, закупку оборудования и лишь потом получение права заявляться как единственный исполнитель. Возникает вопрос: если Росприроднадзор все время ловит компанию на отсутствии лицензии и нарушениях, зачем же власти постоянно валят им контракты, вместо того чтобы завести дело о незаконной деятельности?
При таком подходе едва ли можно рассчитывать, что в России будет решена задача очистки окружающей среды.
Олег Митволь, бывший замглавы Росприроднадзора
* * *