Лия Ахеджакова: Это мерзко – сотрудничать с властью по кличу сердца — igryzone.ru
Contents
Намедни собственного денька рождения одна из самых ярчайших русских актрис Лия Ахеджакова отдала интервью «Собеседнику». Оно, может, вышло не очень веселым, но все равно пропитано любовью – к жизни.
-
1938 – родилась 9 июля в Днепропетровске
1977 – поступила в труппу театра «Современник»
1991 – получила «Нику» за роль в кинофильме «Небеса обетованные»
2013 – приняла роль в митинге на Болотной площади
2014 – выступила против политики Путина в отношении Украины
– Лия Меджидовна, анонсы у нас так для себя, честно говоря. Поправочный триумф, с которым нам сейчас жить до последующего раза, приговоры на ровненьком месте, театры на паузе, полный разгул по телеку: Макаревича, к примеру, желают пустить на абажуры…
– А меня на что желают, не упомянули?
– Пока нет. Но ругают. Молвят, собственных защищаете. Серебренникова, Ефремова.
– Ну если за это ругают, то всё в порядке. А по поводу происходящего у меня томные чувства. Всё как-то навалилось кучей. И то, что с Мишей случилось… Аллочка Покровская, его мать и весьма дорогой мне человек, незадолго до погибели гласила мне: я так нервничаю – Мишу либо посадят, либо уничтожат. Вот что такое материнское сердечко. И то, что с Кириллом… Я-то понимаю наше правосудие, они просто могли высадить невиновных. А на данный момент, во время этого коронавируса, попасть в кутузку – это верная смерть. Страшно я перенервничала. Плюс в театре у нас не весьма отлично, не весьма просто складываются дела у восхитительного совсем человека и красивого режиссера Виктора Анатольевича Рыжакова. Я, Марина Неелова, Чулпаша, Люся Крылова, Алёна Бабенко – мы все, дамы, страшно рады, что его назначили худруком «Современника», я уж не понимаю, как другие. Но ему весьма тяжело на данный момент, поэтому что были и остальные претенденты. В общем, и атмосфера в театре, и то, что театры закрылись из-за вируса и незнамо когда раскроются – все это нерадостно, естественно.
-
Лия Ахеджакова: Даже условный срок Серебренникову будет оскорблением всей культуры
Я уж не говорю о том, как трудно в нашей стране создать спектакль по всем сиим регламентам, чтоб тебя при всем этом не объявили вором. Поэтому что если ты съел яблоко на сцене, то как ты его в отчете запишешь? Было яблоко – и нет яблока. Наиболее того, его по безналичке не приобретешь за деньги. О этом не так давно писал Владимир Урин (директор Огромного театра. – Авт.), это знают все большие и массивные руководители театров, и они обязаны с сиим считаться. Я прогуливалась на суды по «театральному делу» – жутко и нереально созидать, как Кирилла, Лёшу Малобродского, Юру Итина и Соню Апфельбаум судили люди, которые сроду не были в театре! Как следователь гласил, что не было спектакля «Сон в летнюю ночь (то есть темное время суток)» и «все ваши рецензии – фейки». «И где отчисления создателю?» – интересовался следователь. «Так помер Шекспир», – ему молвят. Это как дико все! Это всем было разумеется, но судили те, кто и понятия не имеет, что ставит «этот Серебренников». Какая, к черту, «Платформа», какие опыты, какие независящие экспертизы! Высадить их, и всех делов!
Мы не знаем, какое брать орудие
– Неясно, что страшнее: несведущий трибунал либо клики «почему таковой мягенький приговор». Масса ожидала настоящего срока, а не условного. Почему?
– Я думаю, что пропаганда развратила людей, у каких недостаточно образования, людского опыта, знакомства с литературой, тех, кто никогда не был в реальном театре и наслаждается некий шушарой и полной профанацией. Помои заместо смачной пищи. И еще одна вещь: на данный момент весьма стильно плевать в интеллигенцию. И в этом смысле наша история даже не по спирали идет, а по кругу. Вот какая неудача. Чудилось бы, все обучались в школе и у нас столько людей с высшим образованием, но слой оболваненных людей – огромный. И это награда, меж иным, нашего телевидения, которое не гнушается пропагандой.
– Может, сами люди, без всякой пропаганды, откинули сейчас стыд?
– Понимаете, что, – вздыхает Лия Ахеджакова как-то тяжко, – я помню время, когда травили Пастернака. И ведь травил-то его Альянс писателей до этого всего. Осознаете? А мещанин подтягивался, доверяя сиим лауреатам, не разбираясь, не хотя мыслить и отбрасывать пропаганду и ересь. Вот и на данный момент находятся люди, которые, повторяя за пропагандистами, начинают гласить: «эти актеришки – пьяницы и воры», возмущаться, почему так высоко оплачивается труд этих «дармоедов» и так низковато – труд обычных людей, которые работают на конвейере. А так гласить может лишь тот, кто не включает свои собственные мозги. Я игралась в малеханьких городках, где в театрике на полу весь линолеум отстал, где на сцене досточки проваливаются, а в зале посиживают люди, которые соображают любой смысл, вложенный в спектакль. И этот залик на 500 мест заполнен людьми, которых я обожаю, и мы осознаем друг дружку, у нас о одном душа болит. В любом небольшом городе есть такие люди. Это и есть интеллигенты, недозволено их путать с мещанинами, жертвами ужасной пропаганды.
– Интеллигенция, она же в главном и оппозиция, сейчас ведет нескончаемые споры «посреди себя и собственной матери». Хоть по делу Серебренникова, хоть по голосованию – ходить, не ходить… Нет взаимопонимания. Нет и результата.
– Да. Мой друг, достойнейший человек, гласил: «Ты что, с разума сошла? Пойди и напиши «нет». Но мое мировоззрение – не было надо в этом участвовать. Ну никчемно! Все равно выигрывает тот, кто подсчитывает голоса. Разумеется же, что все было принято решение заблаговременно. Но различные представления – это не раскол. Просто мы не знаем, какое брать орудие. Я несколько раз была на митингах уже опосля Болотной, там были такие примечательные люди! Но власти всегда выдумывают новейшие устрашения. Поначалу арестовывали на 15 суток. Последующий шаг: мальчишка вышел из метро не там, где нужно, либо бросил стаканчик в полицейского, а тот испытал стршную боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) – и мальчугана на 4 года ухайдакают. А далее уже стали рублем лупить – штрафами. Ты пойдешь на митинг, а позже с тебя потребуют некий штраф – 700, 800 тыщ, а то и миллион. А у человека заработная плата 17 тыщ, и то на данный момент он не может работать, поэтому что коронавирус. Вот это подло – рублем лупить за то, что человек имеет свое мировоззрение и не считает необходимым скрывать его.
-
Дмитрий Быков: «Лето-2» в жанре судебной драмы
Они эту Конституцию в гробу видали
– Лия Меджидовна, как вы относитесь к агиткам от ваших коллег-актеров?
– Весьма плохо. Меня это страшно разочаровывает. Но, вы понимаете, есть таковая вещь: если ты хочешь посодействовать нездоровым детям, за которых не желает платить правительство, чтоб они жили, а не погибали в муках, то ты должен сотрудничать с властью. Если ты хочешь посодействовать собственному театру, чтоб актеры не поумирали с голоду, а получали заработную плату, чтоб ты мог пригласить неплохого режиссера на постановку, чтоб не приходили полицейские либо люди из Министерства культуры и не снимали спектакли, не гласили, что ты украл средства, нужно сотрудничать с властью. Время от времени ты обязан стать «доверенным лицом» поэтому, что за тобой большой коллектив, который нужно подкармливать. Но когда это по кличу сердца, тогда это омерз… нехорошо.
– А по результату разве не идиентично – по кличу сердца ты снимаешься в агитке либо поэтому, что для тебя необходимо обеспечить неплохую жизнь театра? Люди лицезреют кумира и веруют ему.
– Я бы не стала это созодать. Но теми, кто снимается, очевидно движет какая-то надобность. Они эту Конституцию в гробу видали, они ее никогда не читали и не прочитают, пока их не обвинят, что они обокрали Министерство культуры. Да, стоимость большущая – человек рискует собственной репутацией.
-
«Путин, выходи драться»: Как голосовали за поправки и где опосля этого митинговали
– Ну вот Виктор Рыжаков, новейший худрук «Современника», он же не участвовал в этом агитационном шабаше?
– Вот и получает. Не буду гласить о этом, не желаю навлекать. Да, Рыжаков приличный и весьма достойный человек. И Костя Райкин, и Андрей Могучий, и Валерий Фокин, и Владимир Урин, и Женя Миронов – они приличные люди. Они как могут уворачиваются от роли во всем этом.
– А все-же вроде бы вы определили, какой месседж заключается в деле Серебренникова?
– Если будете брать у нас средства – будете созодать то, что мы для вас прикажем. Будете работать на ту идею, которую для вас спустили сверху. И вы будете доносить до зрителей те смыслы, что позволены и необходимы власти. Вы живете на наши средства – так что будьте разлюбезны.
– «Театральное дело» началось при Мединском и с его одобрения. А при Ольге Любимовой оно как раз закончилось. Быть может, она будет вести другую культурную политику?
– Я не понимаю, каким она будет министром. Она дочь весьма добротных родителей, но предки не отвечают за собственных деток. Если она пошла в эту власть, то у нее два пути: либо уйти из нее, либо говорить на ее языке. Остальных вариантов нет, я думаю. Я никогда не была никаким начальником и не понимаю, можно ли быть во власти и при всем этом служить правде и быть приличным, добросовестным человеком, который защищает какие-то демократические идеи. Хотя я понимаю один пример такового министра культуры нашего времени – это Авдеев. А на данный момент я смотрю, что в Столичной думе нашлась дама Лена Шувалова, которая вдруг всё разнесла на фиг, пошла вразнос, чтоб достигнуть правды и честности в отношениях с жителями городка. Да, такое бывает всё же в наших городках, не только лишь в Москве. Позже, когда придут остальные люди, покажется таковая сатира на сегодняшнее время! Такие покажутся примечательные спектакли, киноленты и книжки! Но жить в эту пору красивую уж не придется мне. Я не доживу.
Мы с Чуриковой фанаты «Порнофильмов»
– Лия Меджидовна, я желаю вас спросить про Миши Ефремова. Не так давно от его имени было всераспространено заявление о том, что он просто клоун, который читает оппозиционные стишки за средства и совершенно не быть может против Путина, поэтому что Путин «кормит всех людей культуры». Почти все задумываются, что это было изготовлено его адвокатом Пашаевым. Но как совершенно таковой юрист мог оказаться у Ефремова?
– Во-1-х, это не лично Мишины слова. Это интерпретация. А цель заявления в том, что Миша желал себя сиим как-то отделить от оппозиции, чтоб закончить эти подлые пропагандистские обобщения: дескать, «эти богемные опьяненные оппозиционеры на машинках сбивают людей, а их отмазывают». Мишино дело так ужасное, что там необходимо очень кропотливо разбираться. А уже наделана масса ошибок! К примеру, специалисты в первую же минутку должны были оглядеть машинку и немедля все запротоколировать, но этого не было изготовлено. Я понимаю, что и Орлуша (поэт Андрей Орлов) предлагал адвоката, и Виктор Ануфриев, юрист Юрия Дмитриева, мне сходу позвонил и предложил защищать Мишу.
– По во всей видимости, сегодняшнего адвоката отыскала семья.
– Ничего о этом не понимаю, – вздыхает Ахеджакова. – Я с Соней не созванивалась, поэтому что боюсь вникать в это дело. Я всегда звоню Орлуше. Этих ребят – Андрея Орлова, Андрея Васильева и Мишу Ефремова – я выяснила, когда им было от 10 до 13 лет. Я с ними снималась в Ялте, и так они в моей жизни и остались. Благодаря небольшому Мише я познакомилась с Аллочкой, его матерью, и она стала моей самой возлюбленной подругой, и с Олегом Николаевичем, которого я тоже весьма обожала. Но мне кажется, и здесь я прислушиваюсь к приличным и умным людям, которые независимо расследуют и вникают в это происшествие… Там есть какие-то весьма принципиальные детали – и на данный момент я склоняюсь к тому, что у этого дела есть режиссер.
– Вы думаете? А кто и почему?
– Поэтому что были эти проекты «Государь неплохой», «Гражданин поэт», «Государь заразительный», которые Миша делал блистательно. Это блистательные тексты Быкова и Орлуши, но их читает классный артист с замечательным чувством юмора – Миша. И от этого они стреляют еще сильней. Никакая речь на митинге не может сравниться с силой этих текстов, которые с таковым талантом произносит Миша. И это тянет на то, чтоб им заинтересовались определенные люди, которые обслуживают идеологию.
-
Соседи Ефремова: Пьяное ДТП (Дорожно-транспортное происшествие (автоавария, автокатастрофа) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб) подстроено, это политическая провокация
И Дмитрию Быкову, который пишет и о победобесии, и о этом обнулении, сейчас за руль недозволено садиться. Ни при каких обстоятельствах. Ни трезвому, ни опьяненному. А его «Жигули» ему нужно поменять на какую-нибудь наиболее сильную машинку, чтобы там были система сохранности и темный ящик. Это я, естественно, шучу, но во всякой шуточке есть толика некого ужаса, который на меня нападает в крайнее время. Я и сама боюсь за руль садиться сейчас.
– Пару годов назад Андрей Орлов мне гласил, что действенность этих стихотворных проектов гиперболизирована. Концерты «Гражданина поэта» проходят в залах максимум на тыщу человек, поглядеть это можно лишь в ютубе. Никакой настоящей опасности для власти они не несут. Так какой смысл гробить Ефремова из-за этого?
– Я думаю по-другому. И когда Гребенщиков поет «Уходи, Вавилон», и когда поют свои крайние вещи Макаревич и Юрий Шевчук – им тоже нужно быть весьма аккуратными за рулем. И Васе Обломову, и Слепакову. А есть еще этот дивный мальчишка из Подмосковья, группа у которого именуется… «Порнофильмы». Вот! Фамилию поглядите (Владимир Котляров. – Авт.). Мы с Чуриковой его фанаты стршные! Я сейчас люблю блогеров, с которыми совпадает мое миропонимание. А таковых людей довольно. Они проявляют большущее мужество, поэтому что мы знаем, что и блогеров сажают сейчас.
– С иной стороны, вы же понимаете, есть тяжкий фактор против Миши: недозволено ездить опьяненным.
– Вы осознаете, это весьма просто делается. Можно посидеть за столом с неплохими новенькими знакомыми, они для тебя и нальют, а позже чуть-чуть туда и подсыплют, и проводят тебя до машинки, и приспособление какое-нибудь для тебя туда поставят. Это всё может быть. А у нас это традиция в особенности мощная. Я не понимаю, что было с Мишей, но есть, к примеру, полковник правоохранительных органов на пенсии из Смоленска, который всю жизнь занимался этими дорожными трагедиями, он тщательно разбирает эту трагедию и настаивает, что видео трагедии смонтировано. И нет никаких оснований мыслить, что это конспирология. Нет. Там много необычного.
-
Лия Ахеджакова: Людей добротных в Рф весьма много
– Гласили, что в тот вечер у Миши было в особенности нехорошее настроение и раздавленные чувства, поэтому что он вызнал о увольнении из «Современника».
– Нет, не думаю. Наш Рыжаков полностью приличный человек, его поддерживают такие же примечательные люди – Римас Туминас, Андрей Могучий, Фокин, Миронов, Дима Быков… и я буквально понимаю, что он не мог Мише такое сказать. Не мог. Хотя опьяненные люди время от времени собой не обладают, и не много ли что там было. Я не понимаю, кто Мише подливал и с кем он выпивал. Но я вижу, что на федеральном телевидении в отношении Ефремова творится просто шабаш.
– Лия Меджидовна, знакомо ли для вас чувство штатского сиротства?
– Я не могу именовать свои чувства сиротством, поэтому что есть весьма огромное количество восхитительных людей, с которыми мы говорим на одном языке. Они живут в различных городках Рф и в различных странах. А я много езжу со спектаклями. Мы объездили всю нашу страну и весь мир, к примеру с пьесой Если Коляды «Старосветская любовь». Даже в Австралии игрались. А еще я весьма дружу с Люсей Улицкой. И мне весьма хотелось, чтоб моя фамилия была рядом с ее именованием, и вот Марфа Горвиц сделала спектакль «Мой внук Вениамин» по пьесе Люси Улицкой, в каком я играю. Мы ездим с ним по всей Рф, огромным и небольшим городкам, были в Нью-Йорке, в Торонто и в Иерусалиме. Я весьма люблю эту жизнь – я же из актерской семьи, папа режиссер, мать актриса, и как начинался месяц май, мы всей семьей и даже с собакой двигались туда, куда двигался наш театр, чтобы не сдохнуть с голоду. И вы понимаете, сколько в Рф классных людей! Любви у нас еще больше, чем сиротства! Я помню, как в один прекрасный момент в Австралии нас повели в ресторан на ужин. Там была музыка, и некий грузинский эмигрант пригласил меня плясать. Я говорю: «Что вы так волнуетесь, у вас руки дрожат». А он: «Волнуюсь, у меня чувство, что я танцую с Родиной».
* * *