Эрмитаж привез в Амстердам выставку «Сокровищница»
ГААГА, 2 февраля. /ТАСС/. Новая выставка открылась в субботу в Эрмитаже-Амстердам, отмечающим в этом году 10-летие с момента основания. Юбилейная экспозиция под названием «Сокровищница» позволяет посетителям под новым углом взглянуть на шедевры искусства различных эпох, а также получить представление о самом Государственном Эрмитаже, его богатых коллекциях и многочисленных отделах.
«В этот раз выставка более философская, она посвящена роли Эрмитажа как энциклопедического музея, который строит диалог культур, — отметил в беседе с корреспондентом ТАСС директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. — В большом зале здесь помещены пары различных произведений искусства, шедевров из разных эпох, которые показывают, как эти эпохи сходны, как различны и как с этим различием интересно играть».
К таким парам, например, относится античная скульптура «Торс Афродиты на колонне со спиралями» и скульптура Аристида Майоля (1861-1944) «Весна» начала XX века. Другая интересная пара — ваза, изготовленная на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге в 1831 году, и таких же размеров античная греческая ваза с мифологическими сценами.
«Кроме того, целый ряд комнат рассказывает об отделах Государственного Эрмитажа, его коллекции и о том, как она формировалась, — продолжил директор. — Здесь представлены археологический отдел и его шедевры, отдел русского искусства, современное искусство, отдел средневекового искусства Европы и многие другие».
Пиотровский подчеркнул, что удовлетворен конечным результатом. «Получилось очень хорошо, — считает он. — Одновременно и строго, и необычно».
Модель эффективного сотрудничества
Подводя итог 10-летнему сотрудничеству, Пиотровский отметил не только организацию многочисленных интересных выставок, но и разработку модели эффективного взаимодействия. «Так, для нас это наш музей, и мы полностью контролируем его контент, — обратил внимание он. — А для голландцев — это их музей. Юридически это голландское учреждение, и в его деятельности активно участвуют голландцы, это часть культурной жизни Амстердама».
По словам директора Эрмитажа, модель особенно хороша тем, что совмещает централизацию и независимость. «Построенное по такой модели культурное сотрудничество выдерживает даже достаточно непростые времена, — заметил он. — В этой схеме получается, что культура находится над политикой».
Далеко идущие планы
«10 лет — это действительно большой срок для нас, — отметила со своей стороны директор амстердамского Эрмитажа Кателейн Брурс. — Конечно, мы не можем сравниться с Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге, отмечающим в этом году свое 255-летие. Но надеюсь, что и мы когда-нибудь достигнем такого возраста».
«Мы гордимся, что нам удалось провести 20 прекраснейших выставок, и у нас имеются план на следующие 20 выставок, — сказала она. — В этот юбилейный год мы также проведем выставку, посвященную драгоценным камням, дизайнерам, индивидуальности и моде со взглядом как в прошлое, так и будущее. После этого у нас пройдут выставки, посвященные средневековому искусству, итальянским мастерам, голландской живописи».
«Лично я с нетерпением ожидаю выставку [Пабло] Пикассо (1881-1973) и [Анри] Матисса (1869-1954), на которой будут представлены работы обоих знаменитых художников, а также проводится сравнение, в чем они схожи и как различаются, — добавила она. — В общем, у нас много интересных историй, которые мы готовы рассказать голландской публике».
Брурс подчеркнула, что останется довольна, если выставку за полгода посетят 150 тыс. человек. Предыдущую экспозицию, на которой были представлены работы голландских живописцев, посетили 380 тыс. человек.
«Но мы должны быть сдержанны в своих ожиданиях, — сказала директор музея. — Конечно, было бы здорово, если бы голландская публика в таких же количествах пришла и на эту выставку, но тут нужно понимать, что голландские мастера в сердце каждого голландца, а вот с историей искусства дела обстоят несколько иначе. Но мы надеемся на лучшее и будем довольны любой цифрой от 150 тыс. посетителей».
Источник: