Андрей Кончаловский: Смысла жизни нет, и в этом огромная мудрость — igryzone.ru
Режиссёр Андрей Кончаловский, только что получивший приз Венецианского кинофестиваля за фильм «Дорогие товарищи!», на родном Московском фестивале представил свою документальную работу «Человек неунывающий».
Кончаловский задал людям из глубокой российской провинции – от Иркутской до Кировской области самые важные вопросы – от «Что такое свобода и демократия?» до «В чём смысл жизни?» Получился настоящий портрет России, без прикрас. Несмотря на скучный, на первый взгляд, формат картины (интервью с не выдающимися людьми), смотрится хорошо и затрагивает глубинные вещи, важные для понимания многого из того, что происходит сегодня с Россией – от политики до уровня жизни и образования. Титры Кончаловского со статистикой, касающейся российской нищеты, окончательно помогут богемной столичной публике спуститься с небес на землю. Вот уж воистину редкий режиссёр заберётся так далеко от Садового кольца. Впрочем, среди героев находились и руководители предприятий, и продвинутые программисты, решившие обустроить себе свою небольшую «кремниевую долину» где-то в глуши.
Этот фильм, с одной стороны, продолжение «Почтальона Тряпицына», только этих «почтальонов» теперь у Кончаловского набралось с десяток. С другой, это и объяснение недавнего разворота Андрея Сергеевича в части общественных взглядов. Если уж откуда-то начинать путь к познанию тайны загадочной русской души, то, пожалуй, стоит начать с «Человека неунывающего».
Кончаловский приехал на Московский кинофестиваль, отвечал журналистам, как всегда, немного «на своей волне». «Собеседник» тоже задал режиссёру пару вопросов.
– Андрей Сергеевич, всё-таки для вас это продолжение «Белых ночей почтальона Тряпицына», как по форме, так и по смыслу?
– Как хотите. К каждой картине я готовлюсь столько, сколько вообще делаю кино. Вот к этой картине я готовился 60 лет. А к предыдущей – 59. Естественно, всё является продолжением одно другого. Но я признаюсь вам, что последние несколько лет, уже почти восемь лет, я для себя открываю очень много интересного в попытке понять загадку движущегося изображения. Вроде бы мы всё разгадали. Двадцать лет назад я знал, как снимать кино: тут обратная точка, тут панорама… И вдруг оказалось, что мы немножко забыли, что изображение тоже имеет тайну. И самое интересное – попытаться эту тайну разгадать хотя бы в какой-то степени.
– Вас интересовали только ответы героев вашего фильма или вы сами для себя на каждый из этих вопросов отвечали?
– Конечно, прежде всего нужно себе ответить на эти вопросы. Да, мы не знали, каким будет ответ. А самым интересным был ответ на вопрос, в чём смысл жизни (у Кончаловского герои выразительно молчат и усиленно думают. – К.Б.). Потому что ответа нет. Скончавшийся позже человек из города Платонова (он умер от рака и знал про свою тяжёлую стадию болезни во время съёмок. – К.Б.) сказал: «Смысла нет». В этом есть огромная мудрость. Потому что когда ты это произносишь, это значит, что смысл есть в том, что его нет.
Андрей Кончаловский также сказал, что не видит принципиальной разницы между документальным и художественным кино. О героях поведал, что отбирали их из 60 человек и что задумка состояла в том, чтобы люди имели какую-то опору в жизни, и что, конечно, без монтажа не обошлось, чтобы фильм не смотрелся скучным. Сам режиссёр тоже относит себя к людям неунывающим: «Видите, сижу здесь во время пандемии».
-
«Согласен с Мао»: Андрей Кончаловский осудил развенчание культа личности Сталина