Несносный храм: крупный бизнес и буддисты 10 лет не могут поделить гору. Репортаж — igryzone.ru
Contents
Никита ТелиженкоОльга Балюк
В Свердловской области на критические обороты вышло противостояние между буддистами, «Евразом» и региональными властями. Все началось в 1995 году, 25 лет назад, когда харизматичный лама Докшит (он же Михаил Санников, бывший афганец), проникнувшись учением Гаутамы, самовольно основал на горе Качканар в североуральской глухомани буддистский скит. Спустя годы «Евраз» подобрался к горе, чтобы начать там добычу руды, но окрепшее к тому времени поселение монахов отказалось самоликвидироваться: священные постройки, выросшие при монастыре, сносить нельзя по религиозным соображениям. Начался процесс переговоров, затянувшийся на годы.
Недавно конфликт вроде бы удалось уладить: в конце прошлого года «Евраз» выделил монахам 26 млн рублей на переезд. Но недавно выяснилось, что буддисты отказались от соглашения. Теперь руководство Качканарского ГОКа («дочка» «Евраза») обвиняет общину «Шедруб линг» в срыве трехстороннего договора.
Ситуация чем-то неуловимо напоминает знаменитый конфликт «Сквер — храм» в Екатеринбурге, только теперь наоборот. Крупный бизнес хочет не построить, а снести религиозное сооружение, и горстка «отщепенцев» пытается его отстоять. Znak.com выехал на место, чтобы выяснить подробности этой странной буддистско-капиталистической войны.
Гору будем взрывать!
На крутом участке дороги, ведущей в гору Качканар к монастырю «Шедруб линг», внезапно появляется толстая ледяная корка, слышится звук дизель-генератора.
«Как вы здесь оказались? — кричит мне вооруженный охранник. — Видели внизу объявления: „Проход закрыт“?! Мы вас не пропустим, возвращайтесь обратно!»
Путь к храмуНикита Телиженко / Znak.com
Сейчас в монастыре находятся лишь несколько человек, следящих за сохранностью святынь. Остальные монахи бытуют в поселке Косья у основания горы. Путь к скиту перекрыт, на тропинке стоит блокпост «Евраза» с восемью недружелюбными охранниками.
На вопрос, с чем связанны ограничения, сотрудники ЧОПа объясняют: на территории горы идут бурильно-взрывные работы, нахождение посторонних возможно лишь с наличием пропуска от руководства ГОКа. В случае прохождения на территорию нарушители будут задержаны группой быстрого реагирования.
А вот и она. Три автомобиля охраны приезжают на КПП через 15 минут. Меня приглашают в УАЗ, где составляют протокол, пересаживают в другую машину и отвозят вниз.
«Да какой он буддист! В свое время денег назанимал и провозгласил себя мессией, забрал себе гору и думает, что он король, — учит меня жизни один из чоповцев, тучный мужчина лет 55. — Я тебе по секрету скажу: их „монастырь“ уже списали. Гору будем взрывать! Тут деньжища такие вложены, считай, что и ГОК, и весь Качканар — они только ради этого и были созданы. Чтобы срыть эту гору! А тут какие-то буддисты нарисовались. Им денег дали — вот пускай строят себе. Но гора не их».
А ценность горы, в представлении ее охраны, весьма велика: сокрыты в ней богатые залежи железа, золота и платины.
«Но все это ерунда. Самое ценное здесь — это ванадий, таких месторождений, как здесь, — штук десять во всем мире. Остальное здесь так… сопутствующие минералы, — просвещает меня собеседник. — Власти зря сюсюкаются с буддистами, а монастырь на вершине давно следовало бы снести. Санникову по-хорошему денег дали, землю выделили, а он, вместо того чтобы строить храм, накупил снегоходов. Купил для дочери трехкомнатную квартиру в Екатеринбурге, куда еще дел деньги — непонятно».
Откуда у чоповца такая информация — неизвестно.
Монастырь «Шедруб линг» (архив) / Znak.com
Мы попросили представителей «Евраза» объяснить, почему Качканарский ГОК начал разработку именно в этом месте. В компании рассказали, что ГОК разрабатывает Гусевогорское месторождение титано-магнетитовых руд, работы идут уже 55 лет, и запасы его иссякают. Если остановится работа ГОК (главного предприятия и основного работодателя Качканара), то остановится и работа предприятия «Евраз НТМК» — одного из градообразующих предприятий Нижнего Тагила и крупного налогоплательщика Свердловской области.
Чтобы этого избежать, говорят в компании, в 2007 году «Евраз» получил лицензию на разработку нового месторождения у горы Качканар и начали готовиться к его вскрытию. Месторождение может обеспечить «жизнедеятельность двух важнейших городов Свердловской области еще как минимум на 100 лет». Границы месторождения «Евраз» изменить не может, они утверждены государством. Компания также обязана добыть все запасы железной руды в месторождении, потому что «нарушение этого требования чревато штрафами и даже отзывом лицензии».
Трехстороннее соглашение
Трехстороннее «мирное» соглашение между «Евразом», буддистами и правительством Свердловской области было заключено 19 ноября 2019 года. Согласно документу, община должна была покинуть гору Качканар и начать строительство культовых сооружений и хозпостроек в расположенном у подножия горы поселке Косья еще 1 ноября.
На эти цели организации было выделено 26 млн рублей. Они были выделены через благотворительную организацию, имеющую отношение к «Евразу». Как рассказали Znak.com в пресс-службе компании, по действующим законам и согласно «Политике о благотворительности „Евраз“» это был единственный легальный способ передачи денег буддистам. Благотворительный фонд (в компании его не называют) также на основании договора перечислил деньги в пользу общины.
Но спустя месяц после даты предполагаемого переезда на отведенной территории не появилось ничего, кроме забора с объявлением о переносе стоянки, каркаса гаража да пары контейнеров.
В отличие от монахов, ГОК медлить не стал, и 26 ноября на горе начались взрывные работы, а на подъезде к монастырю появились блокпосты. Пройти к буддистской святыне теперь можно лишь по предварительному согласованию, пропускам и всего три дня в неделю — в пятницу с 12:00 и по выходным. Посещать монастырь разрешено также в буддистские праздники.
По заверениям компании «Евраз», это связанно с тем, что территория монастыря находится в зоне разлета осколков, а это может угрожать безопасности находящихся там людей.
В компании добавляют, что пошли навстречу буддистам и разрешили им посещать монастырь в пятницу по их просьбе, чтобы они могли «протопить печи и почистить снег перед приездом туристов и паломников».
Почему же переезд не состоялся, ведь монахи на все согласились и взяли деньги?
Коронавирус, волокита, обман
«Условия нам ставили жестко. Так и сказали: не будете выполнять, прочитаете о себе в СМИ, — рассказывает член общины „Шедруб линг“ по имени Василь, который оказывает юридическую помощь Санникову. — Нас об этом предупредил вице-губернатор [Сергей] Бидонько во время своего визита. Так и вышло. Буквально на следующий день про нас начали писать».
Василь, юрист-буддистНикита Телиженко / Znak.com
Главная мысль материалов, опубликованных СМИ, — «буддисты слишком наглые, власти решили все их проблемы, а они выпендриваются и набивают себе цену».
При этом, по словам Василя, никто из журналистов к ним не приезжал и не собирал информацию, поэтому у обитателей общины сложилось ощущение, что статьи эти «заказные и были приготовлены заранее».
«Это уже не впервые. Работаем как работали, потом возникает какой-то вопрос, и начинается шквал „разоблачений“ в СМИ о том, какие мы плохие», — говорит Василь.
К слову, 7 декабря на гору в общину вместе с вице-губернатором Сергеем Бидонько приезжала группа журналистов, в том числе фотокорреспондент Znak.com. По его словам, Михаил Санников не пустил представителей СМИ на разговор с Бидонько и комментариев давать не стал.
Лама Санников. От комментариев он отказался сам (архив) / Znak.com
По словам Василя, община не собиралась нарушать договор. Задержки произошли в связи с коронавирусом, в ведомствах возникли трудности с документооборотом. В качестве примера Василь привел ситуацию с землей:
«Нам должны были предоставить землю еще 1 мая 2020 года, в реальности же участок площадью 5 гектаров был получен лишь 25 августа. Все сроки увеличились в 100 раз».
В итоге до прихода холодов у общины оставалось мало времени, и с сентября до ноября члены коммуны успели закончить строительство лишь одной ступы Будды (часть храмового комплекса), которую пытаются поставить на учет в данный момент.
В администрации Нижней Туры ранее заявляли, что буддисты к 1 сентября получили участок в 7,2 гектара.
При этом Василь отмечает, что деньги были перечислены на уставную деятельность некоммерческой организации «Путь Будды» целевым образом и потратить средства на другие нужды нельзя.
«Говорить, что ничего не сделано, нельзя, мы уже закупили технику, получили эскизный план, теперь будем заниматься рабочим проектом, но он очень дорого стоит», — объясняет буддист-юрист.
По его словам, есть вещи в поведении «Евраза», которые вызывают у него недоумение:
«„Евраз“ должен был принять у нас объекты до 1 ноября, но делать этого почему-то не стал. Вместо этого пишутся акты, что ничего не сделано, что люди до сих пор находятся на вершине, а община „Путь Будды“ не выполняет условия договора».
В компании «Евраз» утверждают другое. В пресс-службе Znak.com сообщили, что жители общины должны были съехать с самовольно занятого участка с 1 ноября 2020 года, но не выполнили это условие. В компании говорят, что именно представители общины отказываются передать имущество ГОКу по акту, хотя комбинат готов это сделать. Из-за нарушений со стороны буддистов фонд может потребовать у буддистов деньги обратно, это, как говорят в «Евраз», предусмотрено договором о благотворительном пожертвовании.
Василь убежден, что Качканарский ГОК с самого начала допускал неточности при составлении бумаг и нарочно ставил под угрозу существование монастыря.
«В первых документах говорилось, что мы находимся на „рудном теле“, потом писали „на краю карьера“, теперь оказались „в санитарной зоне“. Это же разные вещи, но в любом случае, по мнению „Евраза“, наше нахождение там нарушает закон», — говорит он.
В «Евраз» говорят, что община находится непосредственно на месторождении полезных ископаемых, где уже ведутся взрывные работы. Несмотря на то что сейчас взрывы происходят в полутора километрах от построек, в компании обещают, что расстояние до них «будет постоянно сокращаться».
Василь отмечает, что во всем буддисты вынуждены опираться исключительно на свои силы. Никакого «главного буддистского центра» в РФ нет, общины существуют автономно, так что надеяться на помощь сверху (во всяком случае, в административном смысле) не приходится.
«К примеру, наша цель в том, чтобы создать первый на Урале центр, где учение Будды будет преподаваться на русском языке. Нечто подобное есть только в Санкт-Петербурге, в республиках обучение ведется на местных языках», — говорит Василь.
Как в Куштау
«Обстановка вокруг монастыря накаляется, — говорит помощник ламы Семен Загородный. — Исходя из происходящего мы вполне допускаем, что гору могут попытаться взять штурмом при помощи судебных приставов. Учитывая, что нам отказывают в совместном патрулировании и охране святынь, произойти может все что угодно».
Отметим, что судебное решение, согласно которому у приставов есть право снести монастырь, было вынесено еще в 2014 году. Но приставы неоднократно заявляли, что у них нет собственных средств на снос построек, они даже просили выделить им 1,6 млн рублей на работы из федерального бюджета.
Загородный подчеркивает, что лама Докши неоднократно обращался к «Евразу» с предложением совместного патрулирования горы, но каждый раз получал категорический отказ. По мнению замруководителя общины, это может свидетельствовать о нежелании руководства ГОКа налаживать конструктивную работу и создает риск различного рода провокаций.
«Несмотря на то что членам общины с 1 ноября запрещено подниматься на гору, в монастыре по-прежнему остаются несколько человек, это не члены организации, а обычные буддисты, которые отапливают комплекс и берегут святыню», — говорит Семен. По его словам, взрывы происходят на расстоянии более километра от построек, и людям, охраняющим храм, ничего не угрожает. Но «Евраз» требует, чтобы монастырь был пуст.
«Если охраны не будет, сделать там можно все что угодно…» / Znak.com
«Мы не можем позволить себе оставить монастырь без присмотра. Несмотря на то что главная дорога перекрыта, к вершине ведет множество троп. Если охраны не будет, сделать там можно все что угодно. Община не допускает провокаций, но при необходимости мы будем готовы бороться так же, как делали это защитники башкирского Куштау», — тверд Загородный.
— Но в договоре указано, что сносить постройки «Евраз» не собирается, стало быть, бояться не стоит…
— Нет. В соглашении указано, что «Евраз» «не может инициировать» снос, но обратиться с требованием сноса к третьей стороне ему никто не помешает.
В «Евразе» сообщили, что, «согласно конечному контуру карьера, постройки на горе Качканар попадают в его контур». Судя по комментарию компании, «Евраз» обязывается не сносить постройки в течение трех лет. Но снова подчеркивают, что из-за непослушания буддистов соглашение может быть расторгнуто.
«Соглашение было заключено с целью соблюдения интересов всех заинтересованных лиц сроком на три года. В этот срок „Евраз“ обязался не инициировать снос построек на горе Качканар, и в тот же срок община должна была построить новые религиозные сооружения в поселке Косья. После этого сторонами планировалось достижение новых договоренностей с учетом ранее выполненных всеми сторонами обязательств. Но в настоящее время уклонение членов общины от выполнения взятых на себя в соглашении обязательств ставит под угрозу выполнение условий соглашения всеми сторонами», — предупреждают в компании.
Мы за храм
Противостоянию буддистов и «Евраза» много лет. При этом мнение жителей Качканара, как правило, игнорируется — ощущение, что они действительно не воспринимаются сторонами в качестве субъекта. Мы поговорили с людьми, чтобы понять их точку зрения.
Кажется, что качканарцы, хоть и относятся к личности Михаила Санникова с определенной долей скепсиса, все же довольно тепло оценивают деятельность общины.
Качканарские развлеченияНикита Телиженко / Znak.com
«Туристы едут! Кто-то в монастырь, кто-то просто на гору, особенно много буддистов с европейской части России, — рассказывает продавщица Татьяна. — Зайдут ко мне в магазин, с ними пообщаешься, что-нибудь интересное узнаешь: кто в Китае, кто в Японии, кто в Индии был, москвичей много. Мы-то дальше Екатеринбурга ничего не видели».
Но на вопрос, что важнее — ГОК или храм, женщина отвечает со вздохом: «Конечно же, ГОК. Хоть зарплаты там никакие, но пусть уж лучше он будет. Может как-то и договорятся, но без комбината нам никак».
Другой мой собеседник заявил, что плохо понимает, откуда столько внимания к незначительной проблеме. Говорит он почти как давешний ЧОПовец: «Да какие они буддисты… Капитан в отставке, одно время в вагончике жил, потом на гору залез и назвал себя буддистом. Раскрутил свой бизнес. Но народу к нему много ездит. Целыми делегациями приезжают, даже иностранцы…»
По словам депутата гордумы Качканара от КПРФ Габбаса Даудова, корпоративные интересы «Евраза» тут превыше всего. Например, в думу проходят только те, кто готов лоббировать интересы капитала (в этом есть противоречие, но Даудов его как будто бы не замечает).
Что остается от гор после разработки / Znak.com
«Буддистская община, они же не просто так сидят, они несколько раз обращались и в городской совет, в другие организации с просьбой передать им землю под храмом в аренду. Но каждый раз получали отказ. Причина якобы в том, что Санников произвел самозахват земли. Но видишь отвалы? — Даудов показывает на грандиозные волны породы, простирающиеся до самого горизонта вокруг города. — Там раньше были поля. И почему-то к ГОКу никто с этими претензиями не идет, губернатор к ним не приезжает. Так если вы гоните буддистов, вы и у этих спросите, почему же так получилось».