Чем обернется для жильцов разделение ветхого и аварийного жилья
Ветхое и аварийное жилье в скором времени разделят законодательно. Чем это обернется для жильцов ветхого фонда?
Как сейчас
Понятия «ветхое» и «аварийное» жилье сегодня хоть и идут через запятую в законе, но подразумевают одни и те же последствия для жителей. А именно: если дом признали аварийным до 1 января 2017-го и включили в региональный реестр, то он попадает в федеральную программу. Бюджет помогает регионам в возведении новых домов для заселения жителей авариек.
– Если квартира в соцнайме, то человек получает по соцнормам, – объясняет исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. – А вот собственники получают не жилье, а выкупную цену. Дальше регионы могут сами решать, что делать. В большинстве случаев предлагают новые квартиры «метр в метр». В других, как, скажем, в Татарстане, квартиры переселенцам продают, предлагая льготные ссуды или ипотеку.
В программе по расселению аварийного жилья, которая началась в 2019-м, есть нюансы, – уточняет Разворотнева. – Теперь нет конкретного срока переселения, лишь обязанность властей переселить людей до 2024-го. Зато существенно увеличено софинансирование из федерального уровня.
Что меняется
Изменения в закон, которые разделят понятие «ветхого» и «аварийного» жилья, должны были поступить в Госдуму к концу июня. Но пока не поступили, хотя Минстрой уже давно выставил проект на обсуждение.
– Юридически не прописано, какое жилье относится к ветхому, – говорит Разворотнева. – Замысел же Минстроя заключается в следующем. Оставить эти дома в краткосрочной программе капремонта (на 3 года) и провести не полный перечень работ, а лишь те, которые обеспечивают безопасность дома. Мне эта идея кажется утопической. Ведь зачастую, чтобы продлить жизнь дома с высокой степенью износа, мало тех работ, которые прописаны в обязательном перечне по капремонту. Да и предельная стоимость работ по капремонту зачастую гораздо ниже, чем то, что нужно для таких домов, ведь тут речь должна вестись уже о реконструкции. Боюсь, что те деньги, которые потребуются для поддержания жизни этих домов, и фонды капремонта не разгрузят (на что надеется Минстрой), и дома приведут в еще большую ветхость… Остается только посочувствовать жителям.
Так зачем же городить огород? Ведь в действующем законе и так прописаны два пути после признания дома аварийным: либо снос, либо реконструкция…
– На мой взгляд, правильней было бы признавать ветхие дома тоже аварийными, но с выходом не на снос, а на реконструкцию, – убеждена Разворотнева. – Но тогда это уже другие источники финансирования, а не те фонды, которые формируются за счет взносов граждан.
Критерии размыты
Как считать: это еще ветхое или уже аварийное? // фото: Андрей Струнин
В последнее время было много скандалов, связанных с тем, что вполне крепкие дома признают аварийными. Как правило, они расположены в потенциально привлекательных с коммерческой точки зрения местах. Возможно, поправки защитят такие дома? С другой стороны, много таких, что аварийными не признают, хотя дома дышат на ладан: лишь потому, что у муниципалитетов нет денег на новое строительство. Как понять, действительно ли опасно жить в старом доме?
– Сейчас решения принимают межведомственные и муниципальные комиссии, – разъясняет Разворотнева. – Часто субъективно. В новом законопроекте критерии признания дома аварийным или ветхим будут уточнены, а также сама методика определения состояния дома. Но и тут у меня есть сомнения: едва ли удастся соблюсти объективность, если отвечать и за признание дома аварийным, и за переселение будет лишь один уровень – муниципалитет.
Оплату ТКО снова будут считать по-новому
Не прошло и года, как власти предлагают по-новому оценивать вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО). Теперь хотят считать по фактическому потреблению. Но как это сделать, пока никто не понимает.
– Надо было начинать не с монополизации вывоза, а с утилизации и переработки, – замечает Разворотнева. – Когда реформа начиналась, декларировалось: регоператор будет заниматься и обустройством полигонов, и организацией сортировки, и переработкой. Сейчас лишь у немногих это прописано в контрактах. У большинства же – только перевозка. Причем дороже, чем раньше, хотя у них нет ни собственных машин, ни персонала – это, по сути, посредники, которые нанимают старых перевозчиков.
* * *
Источник: