строительство

Юлия Гасюк: «Центр госэкспертизы занимает активную позицию в законотворческой деятельности». Новости строительства — igryzone.ru

  
Сегодня, 17 августа 2020, 14:04

2020 год для государственной экспертизы — время большого числа нововведений в законодательстве. О наиболее важных и актуальных изменениях, а также об инициативах «Центра государственной экспертизы» рассказывает заместитель директора СПб ГАУ «ЦГЭ» Юлия Гасюк.

Фото: «Кто строит в Петербурге» №2 (752) от 10.08.20

— Юлия Алексеевна, на какие новшества в новых законах и нормативных актах следует обратить внимание заявителям в первую очередь?

— Основные изменения в градостроительном законодательстве, в частности в области проведения экспертизы проектной документации, были внесены во второй половине 2019 года. Так, наиболее значительным (относительно недавним) нововведением для экспертизы является внесение в Градостроительный кодекс (ГрК РФ) положений о проведении экспертного сопровождения проектов строительства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1948 был установлен порядок проведения такого сопровождения экспертными организациями. Введение института экспертного сопровождения направлено на упрощение процедур, связанных с рассмотрением и оценкой экспертными организациями изменений, внесенных в проектную документацию, ранее получившую положительное заключение экспертизы.

Необходимо также обратить внимание на постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», которое с 01.08.2020 отменило ранее действовавшее постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521.

Указанным нормативным правовым актом актуализированы части стандартов и сводов правил, а также в большинстве сводов правил уточнены (добавлены или исключены) определенные их части.

С 13.06.2020 начал действовать приказ Минстроя России от 10.04.2020 № 198/пр «О критериях отнесения объектов, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ, к объектам массового пребывания граждан».

Данный документ является важным, поскольку предусматривает обязательное проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий при строительстве и реконструкции объектов, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ (отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров…), при условии возможности их отнесения к объектам массового пребывания.

В марте 2020 года внесены изменения в приказ Минстроя России от 15.04.2016 № 248/пр «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства». Также в 2020 году обновлен ряд сводов правил: СП 475.1325800.2020 «Парки. Правила градостроительного проектирования и благоустройства», СП 477.1325800.2020 «Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности», СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» и многие другие. В текущем году вступят в силу приказ МЧС России от 14.02.2020 № 89 «Об утверждении изменения № 1 к своду правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»», приказ МЧС России от 30.03.2020 № 225 «Об утверждении свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности»», от 19.03.2020 № 194 «Об утверждении свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»». Обо всех значимых изменениях законодательства в области градостроительной деятельности мы всегда информируем наших заявителей путем размещения новостей на официальном сайте нашего учреждения.

— Расскажите об инициативах Центра, касающихся изменений в градостроительном законодательстве.

— Центр госэкспертизы под руководством Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга регулярно занимается нормотворчеством. Так, только в 2020 году учреждением подготовлены документы в Минстрой России в отношении изменений в Требования к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации в части необходимости обеспечения всех участников архитектурно-строительного проектирования электронными подписями и установления требований к информационным моделям объектов капитального строительства.

Также наш Центр принимал активное участие в разработке Методических рекомендаций о согласовании проектов заданий на архитектурно-строительное проектирование объектов, строительство (реконструкция) которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.

В настоящее время подготовлен и направлен на согласование проект федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ, который разработан в целях повышения качества государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, усовершенствования процедуры проведения государственной экспертизы проектной документации и уточнения требований к образованию и практическому опыту работы лиц, претендующих на получение аттестата эксперта.

В частности, действующая редакция кодекса устанавливает, что одним из условий для возможности физическому лицу быть аттестованным на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий является наличие высшего образования соответствующего профиля. При несоответствии высшего образования направлению деятельности законопроектом предлагается учитывать опыт работы физического лица в данной области (направлении деятельности) как проектировщиком, сметчиком, так и экспертом либо его профессиональную переподготовку.

По мнению нашего учреждения, наличие значительного стажа работы в указанной выше области (например, не менее десяти лет) может заменить требование о наличии высшего образования, соответствующего заявленному направлению деятельности.

Также нами подготовлен и направлен в установленном порядке для согласования проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», которым предлагается внести изменения, направленные на уточнение ряда действующих положений и на устранение неопределенности в толковании норм, касающихся определения в том числе обязательности проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства.

В частности, данным проектом также предлагается предусмотреть возможность направления в инициативном порядке для проверки сметной стоимости проектной документации, подготовленной для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в случае если при проведении таких работ не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанных объектов. Стоит отметить, что наше учреждение занимает активную позицию в законотворческой деятельности, а также осуществляет тесное сотрудничество с федеральными органами в данной сфере.

  Центр госэкспертизы принимал непосредственное участие при разработке законодательной инициативы по внедрению института экспертного сопровождения.

Конечно, не все наши предложения учитываются на федеральном уровне, а некоторые инициативы, к сожалению, вызывают критику со стороны отдельных членов экспертного сообщества. Так, например, непонимание вызвал проект федерального закона о внесении изменений в ГрК РФ в части повышения качества государственной охраны объектов культурного наследия. Проектом предлагается установить обязательное проведение государственной экспертизы проектной документации в отношении работ по строительству и реконструкции объектов в зонах охраны объектов культурного наследия.

  Необходимо пояснить, что зоны охраны обеспечивают сохранение видовых раскрытий на объект культурного наследия, сохранение исторической территории памятника, что призвано сохранить атмосферу уникальности каждого из объектов культурного наследия, гармоничное взаимодействие природной среды ландшафта, наследия и современной архитектуры.

Что касается нормативной стороны вопроса, то в основу обоснования данной инициативы легли положения конкретных нормативных правовых актов, таких как федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия…» и Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия ООН.

В марте 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась консультативная миссия Центра всемирного наследия ЮНЕСКО, по результатам которой подготовлен отчет, содержащий ряд подробных рекомендаций, в том числе связанных с дальнейшей реализацией проектов строительства.

Миссией было установлено, что ряд объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга находится под угрозой. Построенные и запланированные к строительству объекты оказывают негативное влияние на их целостность. Основные проблемы (по мнению Центра всемирного наследия ЮНЕСКО) связаны с неудовлетворительным качеством архитектурных проектов.

В связи с выявленными нарушениями Минкультом России были даны поручения усилить государственный контроль над региональными органами государственной власти в области охраны объектов культурного наследия и принять меры к улучшению архитектурного качества ряда проектов.

  Важно, что, согласно действующей Конвенции ООН, обязательство обеспечения выявления, охраны, сохранения, популяризации и передачи будущим поколениям культурного наследия возлагается именно на государство, с чем и связана норма обязательности государственной экспертизы.


— Что это даст городу и его жителям?

— Разрабатываемые нашим учреждением проекты нормативных документов прежде всего направлены на оптимизацию и усовершенствование процедуры проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Содержащиеся в проектах изменения в случае их принятия окажут положительное влияние как на решение застройщиками вопросов о необходимости проведения государственной экспертизы, так и на сроки и удобство прохождения всех ее этапов.

В свою очередь, изменения, направленные на усиление государственного контроля за строительством и реконструкцией объектов капитального строительства в зонах охраны объектов культурного наследия, обеспечат сохранность таких объектов в их исторической среде и на сопряженной с ними территории.


— В начале года вы были участником семинаров об актуальных изменениях в градостроительном законодательстве и рассказывали нашим слушателям о новой государственной услуге — экспертном сопровождении. Насколько данная услуга востребована в ЦГЭ, полюбилась ли она заявителям?

— В начале года мы видели недопонимание застройщиками сути экспертного сопровождения, процесса его проведения и его отличия от повторной экспертизы проектной документации.

Именно по этой причине учреждением были организованы и проведены семинары, на которых вопросам экспертного сопровождения было уделено особое внимание. В настоящее время застройщики проявляют активный интерес к данной услуге. С начала текущего года учреждением уже заключено 11 договоров на экспертное сопровождение и по результатам подготовлено 6 заключений.

— С какими результатами Центр завершил первое полугодие?

— Результаты первого полугодия текущего года СПб ГАУ «ЦГЭ» несколько скромнее, чем результаты за аналогичный период прошлого. Безусловно, большую роль в этом сыграли угроза распространения новой коронавирусной инфекции и введение связанных с ней ограничений. Но вместе с тем развитая материально-техническая база учреждения, а также квалифицированная работа экспертов и специалистов нашего учреждения обеспечила выполнение государственного задания по проведению государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по итогам первого полугодия 2020 года на 41,3 % от запланированного годового объема услуг. Всего за шесть месяцев текущего года учреждением выдано 246 заключений, 106 из них в отношении объектов с бюджетным финансированием. Также могу отметить, что по итогам проведения государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости Центр сэкономил городскому бюджету 2,3 миллиарда рублей.

Источник: «Кто строит в Петербурге» №2 (752) от 10.08.20

Добавить комментарий