новости

«Вы подлец, Данелия!»: Фильм мужских ужасов – «Осенний марафон» — igryzone.ru

Добрый Бузыкин старается угодить всем: жене, любовнице, коллеге, соседу. Хочет, как лучше, а получается…

А что из этого получается, рассказывает фильм «Осенний марафон».

«Осенний марафон», 1979 г., «Мосфильм», философская комедия

    Хронометраж – 89 минут.
    Авторы сценария: Александр Володин, Георгий Данелия.
    Режиссер-постановщик: Георгий Данелия.
    В ролях: Олег Басилашвили, Наталья Гундарева, Марина Неелова, Евгений Леонов, Норберт Кухинке и другие.
    Награды: Премия имени братьев Васильевых (1981), «Золотая раковина» (Сан-Себастьян, 1979), первая премия прессы (Венеция, 1980), главный приз на Всесоюзном кинофестивале (Душанбе, 1980), главный приз на кинофестивале в Шамрусе (1980).
    Прокат 1979 года – 22 миллиона зрителей.

Плутовское кино

Эту историю автор сценария Александр Володин списал со своей жизни. Он так запутался между женой и любовницей, что однажды излил свое горе на бумаге, назвал «Горестная жизнь плута» и отнес Георгию Данелии. Тот поначалу хотел, чтобы фильм снял режиссер помоложе. Но потом решил-таки снимать сам, тем более что тоже угодил в подобную щекотливую ситуацию. В супружеской неверности подозревали и композитора Андрея Петрова, который написал музыку к фильму.

– После выхода «Осеннего марафона» надо мной друзья смеялись, – вспоминал Петров. – Героя зовут Андрей Павлович, как и меня. Его супругу в фильме часто называют «эн – е» – по инициалам – Нина Евгеньевна. Но ведь и у моей жены Натальи Ефимовны такие инициалы! Вот все и намекали: мол, а нет ли у тебя тоже романа на стороне?! Даже жена надо мной подшучивала. Но нет, ничего подобного в моей жизни не было!

На роль Бузыкина пробовались Леонид Куравлев, Николай Губенко, Станислав Любшин. Но режиссер остался недоволен этими пробами.

– Басилашвили возник случайно, – рассказывал Данелия. – До встречи с ним я думал, что Олег Валерьянович властный, самодостаточный. Таким я его видел в фильмах Эльдара Рязанова. Моя ассистентка привела Басилашвили в студию без моего ведома и попросила попробовать. Мне пробы не понравились. Но актеру я ничего не сказал. Мы вышли с «Мосфильма» под сильный дождь, и я подвез Олега на машине. Когда он вышел, я посмотрел ему в спину и понял: вот он – Бузыкин! Идет в кепочке, неуверенный в себе, как-то неумело переходит дорогу… На следующий день его уже снимали.

    Олег Басилашвили: Отец ожидал, что за ним могут прийти

Наталья Гундарева была первой кандидаткой на роль Нины, ее и утвердили.

– Когда я прочитала сценарий фильма, то сразу поняла: роль моя! – делилась своими впечатлениями об этой работе Гундарева. – Хотя намучились со мной – много переснимали. Меня все время тянуло играть в привычной манере, а надо было сдержанно, с потаенной волей, которая может быть громче бурных рыданий. Однажды, когда отсняли сцену, где я одна жду мужа домой – а я все не могла унять слез о судьбе своей несчастной Нины, – Данелия сказал: «Из-за этих слез и должна была именно ты играть Нину».

Актрису Марину Неелову режиссер заприметил уже давно. Однако не думал, что работа с ней принесет немало хлопот.

– Мы так с ней ссорились, что на съемках часто общались только через Володина, – смеялся Георгий Николаевич. – Забавно это выглядело. Я: «Передайте актрисе Нееловой, что здесь нужно так-то и так-то». А она: «Передайте товарищу режиссеру, что он деспот!» Потом мы помирились и даже подружились с Мариной.

– Роль Аллочки я решила сыграть, оправдывая ее поступок, – рассказывала после премьеры Неелова. – Ведь она все делает из-за любви, во имя ее. И не вина героини, что Бузыкин недотепа и нерешительный человек. Такой чисто женский подход не всегда нравился режиссеру.

КГБ ушел от ответа

Не мог обойтись режиссер без своего киноталисмана – Евгения Леонова. В фильме он сыграл Василия Игнатьевича – обаятельного соседа-пьяницу, фразы которого стали уже крылатыми в народе. Поначалу Данелия предполагал, что Леонов сыграет соседа Аллы, но позже отдал эту роль Николаю Крючкову.

– Евгений Павлович – замечательный актер, – вспоминает Олег Басилашвили. – Помню, в одной сцене я пытался ему тоже комично подыграть. Вдруг режиссер останавливает съемку, отводит меня в сторону: «Ты чего дурака валяешь? Хочешь переиграть Леонова? Не получится. Ты играй свое. У тебя роль длинная, еще поиграешь». Я этот урок запомнил на всю жизнь.

Долго решал Данелия, как снимать Норберта Кухинке (иностранец Билл). Ведь до этого люди из капиталистических стран в нашем кино не играли. А тут «экземпляр» из ФРГ, да к тому же не актер, а журналист, с которым удалось познакомиться через общих друзей. Написали письмо в Госкино с просьбой разрешить. Получили ответ: «Обращайтесь в Министерство иностранных дел». Написали. Оттуда послали в КГБ. Там ответили: «Напишите в Госкино». Плюнув на этот замкнутый круг, Данелия решил снимать Кухинке без разрешения.

– Режиссер утвердил меня сразу, как только увидел на «Мосфильме», – вспоминал Кухинке. – Но я не горел желанием сниматься, да и работы тогда было много. Все-таки меня уговорили, но я поставил условие, что буду сниматься по выходным дням. Во время съемок в Ленинграде мы всей актерской группой примерно через день ходили в ресторан на Невском проспекте. Знаете, я ведь частенько перепивал русских. Раньше в таких количествах водку пил! Но никогда не был в «трезвывателе», как мой герой Билл.

На роль переводчицы Варвары Данелия пригласил Галину Волчек – актрису, которую снимал еще в своей дипломной работе.

– К тому времени я играла лишь уродок, поэтому из-за комплексов не хотела актерствовать, – рассказывала Галина Борисовна. – Но ради Данелии согласилась. Во время съемок я добавляла своей героине кое-какие фразы, чтобы она не выглядела таким уж монстром. Что-то подсказывал и Олег Басилашвили: например, фраза «коза кричала нечеловеческим голосом» – это его импровизация. Пришла посмотреть отснятый материал и была поражена. У меня ведь раньше на носу большая родинка была. До этого в фильмах ее как-то замазывала, крупным планом меня не снимали, а тут… Я заплакала. Побежала в больницу и удалила эту родинку. И так мне стыдно было за мою страшную Варвару, что фильм на премьере я не досмотрела.

    «Мне так мало говорят, что я актриса». Вспоминая Галину Волчек

– Когда фильм вышел на экраны, я много выслушал и плохого, и хорошего, – вспоминал режиссер. – Например, журналист Юрий Рост назвал «Осенний марафон» фильмом мужских ужасов. Но самая забавная реакция была во время просмотра кинокартины на фестивале в Сан-Себастьяне. Когда моя переводчица поняла, что герой все-таки не ушел от жены, то вскочила и со словами «Вы подлец, Данелия!» убежала из зала. Оказывается, у нее была подобная жизненная ситуация, и в ней она выступала в роли Аллочки.

    Георгий Данелия не любил, когда делят людей на богатых и нищих

Цитаты из фильма:

    «Андрей, тот дом, где я спал, как называется? Трез-вы-ва-тель?»
    «Хорошо сидим!»
    «А полы тебе не помыть? А то я вымою, ты свистни».
    «Бузыкин, хочешь рюмашку? Зря, а я люблю, когда работаю. Допинг».

* * *

Теги:
#Кино

Рубрика:
Культура и ТВ

Добавить комментарий