новости

Фурцева, она же «Никитские ворота», она же «Екатерина Великая» — igryzone.ru

Когда 24 октября 1974 года скоропостижно скончалась министр культуры СССР Екатерина Фурцева, официально этот факт замолчали. Дочери Светлане выдали на руки заключение, что смерть наступила в результате острой сердечной недостаточности, а по Москве поползли слухи, что это не было случайностью…

Хрущев положил на нее глаз

Екатерину Фурцеву помнят все как министра культуры СССР, но мало кому известно, что этот пост (который она занимала 14 лет) был ее полным политическим фиаско после той почти неограниченной власти, когда она была членом президиума ЦК КПСС.

Родилась Катя Фурцева 7 декабря 1910 года в деревне под Вышним Волочком. На Первой мировой войне пропал без вести отец, и мать Матрена Николаевна с пятилетней Катей и годовалым Сережей пешком ушла в Вышний Волочек, на фабрику купцов Рябушинских.

Матрене дали комнату, детей определили в ясли, а ее – ученицей в ткацкий цех. После Октябрьской революции фабрика была национализирована. Окончив школу-семилетку, 15-летняя Катя год училась в фабрично-заводском училище на ткачиху, потом пришла к матери в цех. Ее сразу приняли в комсомол. Но перспектива провести всю жизнь в грохочущем цехе вовсе не привлекала Катю, и после смены она бежала в комитет комсомола, где ее стали замечать и продвигать. В двадцать лет Катя вступает в партию, и с этого момента начинается ее стремительная политическая карьера.

Фурцева прошла все ступени власти, достигнув вершин: начала секретарем Кореневского райкома комсомола в Курской области, а через два года – секретарь горкома кмсомола в Феодосии. Там Катя увлеклась планеризмом, и в 1935 году получила рекомендацию от Крымского райкома и путевку на Высшие летные курсы Аэрофлота в Царское Село.

Инструктором их летного звена был капитан Петр Битков. 25-летняя Катя быстро вскружила командиру голову. Вскоре они сошлись и стали жить вместе, несмотря на то, что у Петра в Ленинграде уже была жена и маленькая дочь. По окончании летных курсов Биткова переводят в Саратов, потом в Москву, а Катя получает назначение в ЦК комсомола инструктором студенческого отдела. Фаворит Сталина Александр Косарев, генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ, общается с ней запросто и называет Катеринкой. Когда Битков намекает, что теперь неплохо бы ребенка завести, Катя недовольно морщится: ну никак она не может сейчас погрязнуть в быту и пеленках!

Перед началом Великой Отечественной войны Фурцева получает назначение в райком партии Фрунзенского района столицы секретарем по кадрам. Грянула война. Петра призвали на фронт. Райком эвакуируется в Куйбышев. Накануне отъезда Катя узнает, что она… беременна. 10 мая 1942 года родилась девочка, которую она назвала, в честь дочери вождя, Светланой.

В 1947 году Фурцева – уже первый секретарь Фрунзенского райкома партии Москвы. Одновременно с этим назначением ее избрали депутатом Московского городского совета. На улицах Москвы появился плакат: Катя в черном платье полувоенного кроя, воротничок, как у Сталина на кителе, взгляд твердый…

В 1949 году московскую партийную организацию возглавил Никита Хрущев. Присматривая себе заместителя в качестве второго секретаря, он приехал на партактив во Фрунзенский райком, где с докладом выступала Фурцева, и его выбор пал на нее.

Не только в кулуарах ЦК КПСС, но и по всей Москве ходили слухи об исключительной близости Фурцевой к Хрущеву. Никита Сергеевич всегда включал ее в список своей свиты. Вряд ли что-то между ними было: говорят, Хрущев был «не по этому делу», однако народ, злой на язык, тут же дал прозвище его пассии: «Никитские ворота».

Снова любовный треугольник

После войны Петр Битков к Екатерине не вернулся. Дочь Светлана редко видела маму дома, а ее воспитанием занималась бабушка. Но однажды после первомайской демонстрации Екатерина взяла дочку с собой на дачу к Хрущеву. Десятилетней Светлане понравился вкусный борщ с пампушками. За столом рядом с Никитой Сергеевичем сидела супруга Нина Петровна. Хрущев был по-домашнему благорасположен, в вышитой украинской рубашке, разговорчив и внимателен к Екатерине, угощал ее коньяком. На дачу к Хрущеву Екатерина приехала с «небольшой личной просьбой» – устроить ее любовника, Николая Павловича Фирюбина, который после снятия руководителя Москвы Георгия Попова, будучи его заместителем, сидел без работы. Вскоре Фирюбин получил назначение чрезвычайным и полномочным послом СССР в Чехословакию, а затем в Югославию.

Катя летала к Фирюбину чуть ли не каждый выходной. Сотрудники горкома перешептывались на этот счет и пожимали плечами. До ЦК КПСС тоже доходили сплетни, и там тоже недоуменно пожимали плечами. Тогда за границу летали только дипломаты и послы, а тут второй секретарь райкома летает по амурным делам. Чудеса… Хотя Фирюбин и уехал в Чехословакию без семьи, о разводе не помышлял. Опять у Екатерины любовный треугольник.

Зато карьера неуклонно идет вверх. После смерти Сталина Никита Хрущев – первый секретарь ЦК КПСС, а Фурцева садится в кресло первого секретаря Московского горкома партии. Столичную партийную организацию Хрущев подчинил непосредственно ЦК, и Екатерина Алексеевна теперь его правая рука. Осенью Хрущев едет в Пекин на празднование пятилетия Китайской Республики. В правительственную делегацию включена и Фурцева. 1 мая 1955 года на трибуне мавзолея демонстрацию трудящихся принимают Никита Хрущев и члены президиума ЦК. Никита Сергеевич из-под широких полей шляпы кидает внимательный взгляд и делает кому-то знак. С нижней гостевой террасы мавзолея поднимается Фурцева и становится рядом с ним.

А летом знакомые видели ее в Карловых Варах. Она была там с Николаем Фирюбиным, за которого только что вышла замуж.

Как к этому замужеству отнеслась мать Фурцевой Матрена Николаевна?

– Ну-ка, Света, немедленно собирайся на дачу! – скомандовала Матрена внучке, как только молодожены вернулись. Матрена была вне себя от гнева. Дочь нарушила уговор: «Врага в дом не пускать!» – и привела-таки зятя. С тех пор на групповых семейных фотографиях она обрезала ножницами изображение Николая Павловича. Мужского духа в доме Матрена не терпела. Так было, еще когда Екатерина работала во Фрунзенском райкоме, а первый секретарь Петр Богуславский за ней ухаживал. Нередко он провожал ее до дома и заходил на чашку чая. Катя страдала от одиночества после измены мужа, а Богуславский, как водится, был женат.

Четырехлетняя Светлана глядела волчонком, когда он пытался расположить ее к себе. Кате было некогда заниматься дочерью, и она ее просто баловала, задаривая обновками и игрушками. Когда приходил Богуславский, Света залезала под стол, накрытый скатертью, и на уговоры матери вылезти наружу и вести себя «как хорошая девочка» не реагировала. Подкупить ее конфетами и апельсинами не получалось. Из-под стола вдруг начинало доноситься громкое сопение, что означало: Светочка сейчас закатит рев. Катя и Петр Владимирович сидели боком к столу в неловкой позе и смущенно молчали. В чашках стыл невыпитый чай. А тут еще появлялась в дверях Матрена, и ее угрюмое молчание повисало в воздухе, как топор над головой. Богуславский прекратил свои визиты. Отчима Светлана тоже не приняла.

Петр Богуславский ходилв любовниках

Взлет и крах

14 февраля 1956 года открылся ХХ съезд КПСС, на котором Хрущев разоблачил культ личности Сталина. В прениях Фурцева выступала первой. Читала театрально, без бумажки. Когда закончила, Хрущев воскликнул: «Моя школа!» – и зааплодировал. Зал взорвался шквалом аплодисментов. Никогда никому из выступавших так не аплодировали, как Фурцевой.

Ее переводят из горкома партии в ЦК. Теперь на праздничных демонстрациях 7 ноября и 1 мая люди в колоннах несут и ее портреты.

Новое положение во власти означало и новую жизнь. Семья переехала на улицу Грановского в семикомнатную квартиру. Продукты доставляются из столовой лечебного питания в опломбированных ящиках, со справкой от врача. В доме штат прислуги: все – сотрудники 9-го управления КГБ. Сменилась и дача. Теперь это бывший дом Василия Сталина в Жуковке. На участке – сауна, теплицы, а в гараже – спортивная иномарка. И еще на госдаче был кинозал.

В июне 1957 года в ЦК возник заговор против Хрущева. Молотов, Каганович, Маленков и еще несколько примкнувших к ним членов президиума ЦК решили сместить его с поста первого секретаря. Заседали четыре дня непрерывно. На второй день, когда Хрущев висел на волоске, Екатерина растерялась и приняла сторону заговорщиков. Хрущева спас председатель КГБ Иван Серов. Военным бортом он доставил в Москву всех членов ЦК, и открылся пленум. Хрущев уцелел.

Пленум избрал новый состав президиума ЦК. В него вошла и Фурцева. Но это было затишье перед бурей. Через четыре года, на ХХII съезде КПСС, Фурцеву вывели из состава президиума ЦК. Когда зачитали список и Екатерина не услышала своей фамилии, у нее внутри все оборвалось. Она ушла прямо с заседания.

Поздно вечером дома ее хватился Николай Павлович. Выяснилось, что Екатерина никому не звонила, даже Светлане. Водитель сказал, что отвез ее на дачу. Светлана с мужем примчались туда первыми. Олег выбил плечом дверь в ванную. Екатерина вскрыла себе вены и была без сознания.

После больницы Никита Хрущев на заседании президиума ЦК гонял Фурцеву и Фирюбина за нарушение партийной дисциплины, за то, что оба не были на закрытии съезда. Фурцева рыдала и просила прощения.

С этого момента Фурцева исчезает с политического олимпа навсегда. За ней оставили пост министра культуры. Дачу и квартиру отобрали.

Трагическая развязка

Однажды в узком кругу Фурцева сказала: «Я умру министром».

В апреле 1964 года Никита Хрущев праздновал 70-летие. Фурцева, желая вернуть его расположение, преподнесла бесценный подарок: одну их трех музейных коллекций марок. Но он в сентябре поставил на президиуме вопрос о ее смещении: «Неровная, никогда нельзя быть уверенным. Наметить для выдвижения женщину помоложе». И так бы и было, если бы его самого в октябре не свергли.

С преемником Хрущева – Леонидом Брежневым – у Екатерины Алексеевны не сложилось. Ей порой бывало тесно в рамках должности министра после той власти, которой она обладала. Идет, к примеру, в театре прогон нового спектакля. Появляется Фурцева, непременно с пышной свитой. После просмотра благодарит, искренне хвалит. А наутро – звонок из идеологического отдела ЦК: «Екатерина Алексеевна, вы погорячились». И ей приходилось давать задний ход. Она стала выпивать. Временами потерявшего форму министра выводили под руки с банкета и сажали в машину.

Первый удар – смерть Матрены. Екатерина обожала мать.

С матушкой Матреной Николаевной

С мужем они стали чужими. Она знала, что у него связь на стороне. Когда ссорились, тот, бывало, цедил сквозь зубы: «Вышний Сволочек». И дочь Светочка отдалилась. Во втором браке она была эгоистически счастлива и даже стала отказываться от совместных поездок за рубеж.

В конце 1973 года Екатерина вдруг не находит своей фамилии в газете в списке депутатов, рекомендованных в Верховный Совет СССР. Это был очень недобрый знак.

А беда пришла, откуда не ждали. В Комитет партийного контроля поступила анонимка, что Фурцева построила дачу на казенные деньги. Екатерина стала продавать все ценное, чтобы покрыть недостачу в 25 тысяч рублей. Часть денег одолжила подруга Людмила Зыкина. Екатерина бросилась к Брежневу за помощью, а тот отослал ее к Косыгину. Алексей Николаевич сказал: «Пока я есть, никто тебя не тронет». Комиссия КПК вела расследование несколько месяцев, наконец разобрались, что растраты не было. Деньги вернули, но дачу конфисковали и объявили Фурцевой строгий выговор.

И последняя капля – 24 октября 1974 года из Амстердама пришла телеграмма с известием о кончине скрипача Давида Ойстраха, которого Фурцева против воли его врача накануне отправила выступать на важных переговорах. Екатерина читала телеграмму, и этот листок жег ей руки.

…Черный ЗИЛ с воющей сиреной мчался по Москве. Екатерина на заднем сиденье замерла, а в висках у нее стучало: «Это конец, это конец, это конец…»

Светлана не признавала, что мама покончила с собой: «Она не могла нас с Маринкой бросить!» Когда Фирюбин вернулся с переговоров в МИДе домой, Екатерина была мертва.

Фурцева с дочкой Светланой

Но в народе почему-то ходили разговоры, что Фурцева покончила жизнь самоубийством. Похоронили «Екатерину Великую», как называли за глаза министра культуры, на Новодевичьем кладбище.

Ее первый муж Петр Битков на похоронах плакал и через полгода умер, а Фирюбин снова женился.

(Согласно подпункту «В» части 5-й статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» запрещается распространение информации о способах совершения самоубийств — прим. Sobesednik.ru.)

* * *

Рубрика:
Политика

Добавить комментарий