недвижимость

Грузоперевозчики возмущены планами властей по введению «Платона» на региональных трассах — igryzone.ru

В России систему «Платон» хотят распространить на региональные трассы. Об этом говорили 19 октября на заседании президиума Госсовета по новой транспортной стратегии. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин заявил, что предложение о новых сборах с грузовиков поступило от руководителей субъектов РФ и федеральных структур. Грузоперевозчики возмущены этой инициативой, они считают, что «власти уничтожают отрасль». 

/ Znak.com

«Большегрузы убивают региональные дороги, объезжая федеральные трассы, на которых действует „Платон“. Поэтому право регионов вводить аналогичную плату должно, по мнению субъектов РФ, оптимизировать маршруты большегрузов», — цитирует главу РСПП газета «Ведомости».

По словам Шохина, тарифы за проезд по основной дорожной сети должны быть «разумными», при этом в регионах обязаны функционировать альтернативные бесплатные дороги. В свою очередь регионы должны взять на себя встречные обязательства по надлежащему ремонту местных трасс. 

Идею введения «Платона» для региональных дорог ранее выдвигали в контексте работы над новой транспортной стратегией до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Но в 2019 году министр транспорта Евгений Дитрих говорил, что это «достаточно серьезная социальная история». 

Президент национальной ассоциации перевозчиков «Грузавтотранс» Владимир Матягин считает, что прежде чем распространять «Платон» на региональные трассы, нужно навести порядок на федеральных магистралях. Он отмечает, что система по-прежнему непрозрачна, желаемого контроля за ней нет, в результате многие грузоперевозчики уходят в «серую» зону. 

По оценкам экспертов, сейчас только 30% перевозчиков платят по тарифам, а 70% избегают их разными способами. Отсутствие контроля за теми, кто пытается обойти систему и не вносить плату, приводит к формированию недобросовестной конкуренции.

«Нам еще в 2015 году обещали прозрачную и понятную систему „Платон“. Но мы этого не увидели за шесть лет, появились только новые проблемы. Недоработок — огромное количество. В том числе — отсутствие строгого контроля над установкой приборов (бортовых устройств, которые должны устанавливаться в грузовиках), кто-то ставит специальные глушилки. При этом постоянно появляются новые коррупционные поборы. Все направлено на то, чтобы обобрать перевозчика», — сказал Матягин в разговоре с корреспондентом Znak.com. 

Системе «Платон» 5 лет. Подводим итоги: друзья Путина обогатились, дальнобойщики обнищали

Многие перевозчики также указывают на некорректность работы системы «Платон» при выставлении счетов по маршрутным картам, грузоперевозчики не понимают, на каких основаниях порой им выписываются штрафы. Как компенсировать убытки — большой вопрос.

Перевозчики надеялись, что из-за «Платона» отменят транспортный налог, но этого не произошло, поскольку им «питаются» региональные бюджеты. В то же время традиционные дорожные фонды наполняются от акцизов, которые поступают туда с продаж топлива, и все это ложится на плечи перевозчиков. 

Из-за выросшей финансовой нагрузки рынок грузоперевозок в России начал стремительно сужаться. По статистике, за последние два года около 30% перевозчиков прекратили свою работу. 

«Сейчас возникла колоссальная нехватка водителей. У транспортных компаний большие проблемы. Задерживаются зарплаты, нет возможности обновить автопарк. Компании разоряются. И все это из-за нововведений властей. Фактически мы видим уничтожение отрасли», — заявляет Матягин. 

Еще одним следствием стало увеличение стоимости перевозок в отдельных секторах на 10-15%. При этом, указывают грузоперевозчики, если они решат одномоментно поднять собственные тарифы с учетом всех издержек, то цены поднимутся в два-три раза. Еще одним негативным последствием введения «Платона» на региональных трассах может стать рост аварийности — из-за того, что транспортные компании не будут обновлять свой автопарк. 

Система «Платон» была запущена в России 15 ноября 2015 года. С этого времени грузовики массой свыше 12 тонн должны платить за каждый километр, пройденный по федеральным трассам. Введение «Платона» с самого начала вызвало недовольство водителей и компаний-перевозчиков. Дальнобойщики устраивали забастовки, выражали недоверие Владимиру Путину, требовали отставки правительства. Массовые акции протеста притормозили повышение тарифов за проезд фур по дорогам, но саму систему «Платон» не остановили. 

Грузоперевозчики раскрыли схему поборов на дорогах, на которой «погорел» начальник ГИБДД Ставрополья

Внедряя «Платон», российские власти уверяли, что рынок автоперевозок станет прозрачнее и цивилизованнее, а отремонтированных дорог будет в разы больше. На деле «дорожный налог» негативно сказался на доходах водителей большегрузов, многие из которых оказались в бедственном положении. «Платон» привел к перераспределению заказов в пользу крупных транспортных компаний, а также к повышению стоимости перевозок и как следствие — товаров, не раз отмечали представители отрасли. 

Сейчас в системе «Платон» зарегистрировано более 1,5 млн транспортных средств, свыше 670 тыс. российских и иностранных грузоперевозчиков. Водители грузовых автомобилей сегодня должны платить 2,34 рубля за каждый километр, пройденный по федеральным трассам. По официальным данным, за шесть лет с дальнобойщиков через систему «Платон» было собрано более 160 млрд рублей. Средства из «Платона» сначала направляются в федеральный дорожный фонд и далее распределяются на дорожную инфраструктуру в счет возмещения вреда, который фуры наносят дорогам. 

Часть доходов забирает себе оператор «Платона» — компания «РТ-Инвест Транспортные системы». Этой структурой владеют бизнесмен Игорь Ротенберг, сын близкого Владимиру Путину предпринимателя Аркадия Ротенберга, и АО «РТ-Инвест», соучредителем которого выступает госкорпорация «Ростех» (ей руководит Сергей Чемезов). По концессионному соглашению за свои услуги оператор системы ежегодно получает 10,6 млрд рублей. 

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Добавить комментарий