новости

Названы 10 главных археологических открытий 2018 года

АФИНЫ, 21 декабря. /Корр. ТАСС Юрий Малинов/. Античная глиняная табличка с отрывком из поэмы Гомера «Одиссея», которая была летом обнаружена в Древней Олимпии, и найденный британскими учеными самый древний на планете неповрежденный корабль, пролежавший на дне Черного моря более 2400 лет, вошли в список «10 лучших открытий 2018 года». Об этом сообщила греческая газета Kathimerini.

На эту тему

3 Материала

Античная глиняная табличка попала в список, составленный редакцией академического журнала Archaeology Американского археологического института, из-за своей уникальности. По мнению исследователей, фрагмент поэмы «Одиссея» был впервые обнаружен на табличке, и, возможно, «речь идет о самом древнем тексте эпоса Гомера, найденном на территории Греции (за исключением осколков с 1-2 строками)».

Как сообщило 10 июля министерство культуры Греции, группа греческих и немецких археологов обнаружила при раскопках отрывок из всемирно известной поэмы Гомера «Одиссея», который может быть старейшим из всех сохранившихся. Фрагмент на гравированной глиняной табличке был найден на полуострове Пелопоннес в Древней Олимпии — крупнейшем святилище Древней Греции и месте рождения первых Олимпийских игр.

Важный исторический артефакт

Отрывок содержит тринадцать строк из XIV рапсодии (песни) «Одиссеи», где ее главный герой Одиссей — царь острова Итака — обращается к своему верному другу — свинопасу Эвмею. Согласно предварительным оценкам, находка датируется Римской эпохой и, вероятно, относится к периоду до III века нашей эры. По информации минкультуры, табличка является «важным археологическим, эпиграфическим, литературным и историческим экспонатом».

«Одиссея» — вторая после «Илиады» классическая поэма, приписываемая древнегреческому поэту Гомеру. По некоторым источникам, она была создана в VIII веке до н. э. В произведении рассказывается о странствиях мифического героя по имени Одиссей во время его возвращения на родину после окончания Троянской войны, а также о судьбе его жены Пенелопы, ожидавшей Одиссея на острове Итака.

Поэма, написанная гекзаметром (шестистопным дактилем), состоит из 12110 стихов. Современный вид она приобрела в III в. до н.э., когда один из первых библиотекарей Александрийской библиотеки Зенодот Эфесский, изучив поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», разделил каждую на 24 песни (рапсодии) — по числу букв — и обозначил каждую песнь буквами греческого алфавита. Поэма считается одним из величайших произведений мировой литературы.

Самый древний неповрежденный корабль

Что касается места древнего кораблекрушения, также попавшего в список археологических открытий года, то речь идет о 23-метровом древнегреческом торговом судне, которое, как сообщала в октябре газета The Times, было найдено британскими учеными на большой глубине с помощью дистанционно управляемого подводного аппарата в 50 милях от побережья Болгарии. По мнению специалистов, это самый древний на планете неповрежденный корабль, пролежавший на дне Черного моря более 2400 лет.

Лежащий на правом боку корабль с невредимыми мачтой, рулями, скамьями для гребцов, как утверждают исследователи из организации The Black Sea Maritime Archaeology Project (Проекта Черноморской морской археологии), «очень похож на тот, который изображен на известной экспертам древнегреческой вазе Siren Vase, хранящейся в Британском музее.

«Никто не мог предположить, насколько точным был рисунок на вазе. Ведь было неизвестно, рисовал ли вообще художник с оригинала», — заявил ведущий исследователь профессор археологии в Университете Саутгемптона Джон Адамс. Теперь, по его словам, очевидно, что автор рисунка был хорошо осведомлен о предмете, точно изобразив детали вплоть до формы руля.

Адамс подчеркнул, что отличной сохранности судна способствовало то обстоятельство, что на глубинах более 200 м в Черном море практически нет кислорода, отметил специалист. В других морях в подобном виде раритет бы не сохранился.

Еще одним открытием, включенным в топ-10 журнала Archaeology, являются эротические фрески, обнаруженные в итальянских Помпеях в ходе первых масштабных раскопок, проведенных в 2018 году.

Источник: tass.ru