новости

«А чё это вы тут делаете?» Как снимали фильм «Добро пожаловать…» — igryzone.ru

Непослушный Костя Иночкин с позором был отправлен из пионерского лагеря его директором Дыниным. Однако Костя, чтобы не травмировать бабушку досрочным возвращением, остался в лагере на нелегальном положении. Почти 60 лет фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» остается классикой нашего кино.

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», комедия, «Мосфильм», 1964 г.

    Автор сценария: Семен Лунгин.
    Режиссер: Элем Климов.
    В ролях: Евгений Евстигнеев, Лидия Смирнова, Алексей Смирнов, Илья Рутберг, Виктор Косых и другие.
    Награда: Приз конкурса «Молодежная встреча» на кинофестивале в Каннах (1966).
    Фильм сняли за 4,5 месяца.
    Несмотря на то, что кинокартину показывали только на утренних сеансах, за первый год проката ее посмотрели более 30 млн зрителей.

От позора спас Иночкин

Поиск детей на главные роли в фильме ассистенты режиссера начали со школ, которые находились рядом с киностудией «Мосфильм». Зайдя в класс учебного заведения №571, киношники попросили поднять руку тех, кто умеет плавать.

– Я поднял руку самым первым, – вспоминал исполнитель роли Кости Иночкина, тогда еще 13-летний Виктор Косых. – Плавать не умел вовсе, но понял: раз пришли с «Мосфильма», наверное, с уроков снимут. Что меня ждет потом, я и понятия не имел.

А потом детишек, которых исчисляли сотнями, привезли на киностудию, где отбор производил уже сам начинающий режиссер Климов и его супруга – режиссер Лариса Шепитько. Кандидатов просили почитать стихи, станцевать, исполнить какие-нибудь сценки.

– Меня одного из всего класса отобрали, – рассказывал Косых. – Сначала готовили на роль Марата – помните мальчика, который первым прыгает в крапиву и рисует на Иночкина карикатуру? Я должен был перед худсоветом с чувством произнести: «Костя, ты прости меня, что карикатуру на тебя нарисовал». Я начал говорить. И в этот момент разом зажглись несколько прожекторов. И вижу: прямо на меня по рельсам движется кинокамера. У меня от страха выступили слезы, но я продолжал твердить текст. «Смотрите, как парень хорошо играет!» – восхищались члены худсовета. И меня утвердили на роль Марата. Но я был недоволен – боялся, что девчонки из класса увидят меня на экране без трусов. Позора не оберешься! К счастью, потом Климов почему-то передумал и поручил мне роль Кости.

«Профиль Гоголя» нашли в троллейбусе

Роль мальчика, который постоянно ходил по лагерю и спрашивал: «А чё это вы тут делаете?!», в сценарии значилась так: «Мальчик с профилем Гоголя».

Исполнителя на эту роль искали долго. Но однажды Элем Климов ехал в троллейбусе, рядом с ним сидела стайка подростков. Когда кондуктор попросил ребят предъявить билеты, выяснилось, что парни ехали зайцами. Один из них, перепугавшись, такое лицо сделал, что режиссер сразу понял: вот он, мальчик с профилем Гоголя! Климов прямо в троллейбусе пригласил его сниматься в кино. Так Слава Царев попал в картину и, несмотря на эпизодическую роль, стал одной из главных ее фигур. Потом Вячеслав снялся еще у Тарковского в «Андрее Рублеве» – сыграл Андрейку. Но, отслужив в армии, в кино больше не возвращался. Работал грузчиком, разнорабочим и о своей кинокарьере вспоминать не любил.

Исполнителя роли директора лагеря Дынина режиссер увидел в театре «Современник».

– Не помню, какой шел спектакль, но Евгений Евстигнеев мне понравился сразу, – вспоминал Элем Климов. – В главной роли я видел только его. Но на «Мосфильме» кандидатуру этого артиста отвергли. Я, тогда еще студент, вспылил, сказал директору кинообъединения: «Снимайте сами!» – и вышел вон, хлопнув дверью. Видимо, начальников настолько удивил мой поступок, что послали за мной вдогонку человека в коридор, а когда я вернулся, приняли мои условия.

Киношники завезли чесотку

Своей работой в этом фильме актриса Лидия Смирнова (докторша) гордилась особенно.

– Я люблю гротесковые роли, – говорила Лидия Николаевна. – Помню, как после выхода этой комедии я подошла к режиссеру Герасимову и спросила: «Фильм видели?» Он отвечает: «Видел, видел, очень понравилось!» Интересуюсь: «А как я там сыграла?» Он, с удивлением: «Кого это вы играли?» Меня там никто не узнавал из-за очков и грима.

А сама актриса больше всего жалела на съемках ребятишек. Хотя  большинство сцен фильма снимали летом на юге – в «Орленке» под Туапсе (что-то еще было в Алексине Тульской области), – загореть быстро не получалось. Поэтому, чтобы дети выглядели в кадре загоревшими, их мазали морилкой. А после этой морилки тела юных актеров дико чесались, создавалось впечатление, что в лагерь пришла настоящая эпидемия.

В отличие от Смирновой, актер Илья Рутберг (физкультурник) вспоминал работу в этом фильме с некоторым сожалением.

– Да, на площадке благодаря веселому, компанейскому характеру Евгения Евстигнеева была легкая атмосфера, – рассказывал артист. – И с ребятишками мы общались прекрасно. Алексей Смирнов (завхоз) для них в перерывах вырезал фигурки из дерева – он это умел мастерски. Но большую часть кадров с моим участием из фильма убрали. На экране я выгляжу таким сонным физкультурником, а на самом деле я там был еще и скульптором. В одном из лагерных сарайчиков хранились модерновые скульптуры, которые мой герой лепил по ночам, а потому и недосыпал. Вся роль была построена на контрасте: ночью мой герой – вулкан, а днем – сонная тетеря. Но вулкан вырезали, осталась тетеря.

Много трудностей случалось во время съемок и у детей. Например, по сюжету голодному Косте Иночкину, сидящему под сценой, приносят рассольник, который он должен поглощать с огромным аппетитом. Так эту сцену снимали аж двадцать семь раз. И каждый раз он изображал радость, хотя суп в него уже просто не лез. Но на съемках некоторых других сцен детей жалели. К примеру, голые мальчишки прыгали вовсе не в настоящую крапиву, это была другая – безобидная, похожая внешне, но не обжигающая трава.

Сразу после выхода фильм объявили «антихрущевским». Там, видите ли, обыгрывалась тема кукурузы, о которой так заботился Хрущев. Также в Госкино заявили, что в сцене «похорон бабушки» пожилая женщина на портрете показалась похожей на Никиту Сергеевича. Коллега Климова режиссер Сергей Герасимов, который был главной фигурой во ВГИКе, настоял, чтобы картину отослали на дачу первому секретарю. Тот посмотрел и возмутился: «А чего вы ее держите? Пусть идет! Это смешной фильм!»

Цитаты из фильма:

– А чё это вы тут делаете?

– Иди, иди отсюда, мальчик…

* * *

– Закусывайте, но чтобы завтра ни в одном глазу…

* * *

– «Бодры» надо говорить бодрее, а «веселы» – веселее.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №12-2021 под заголовком «»А чё это вы тут делаете?»».

Рубрика:
Культура и ТВ

Добавить комментарий