недвижимость

Как интернет вещей может сделать жизнь горожан лучше уже завтра — igryzone.ru

Уже два года в России реализуют программу цифровизации городского хозяйства «Умный город», идея которой — повысить качество жизни людей и создать комфортное и безопасное пространство внутри городов с помощью новых технологий, в том числе «интернета вещей» (IoT). В бытовых вопросах об интернете вещей чаще вспоминают, когда нужно включить чайник по Wi-Fi. Однако подключение уже привычной нам городской инфраструктуры к интернету может сделать жизнь в городах удобнее и безопаснее уже в ближайшем будущем. В партнерском материале с МТС, который раньше всех в России развернул свою сеть NB-IoT (Narrow-Band Internet of Things — стандарт сотовой связи для устройств телеметрии с низкими объемами обмена данными), рассказываем, как изменится жизнь крупных городов уже в этом десятилетии и почему это важно для каждого.

Hermann Dobler / imageBROKER.com

Умное ЖКХ

Тарифы на ЖКХ в России растут каждый год и платежи за квартиру, по данным Росстата, в некоторых регионах уже превышают 10% от месячных расходов семьи. Едва ли тарифы будут падать в ближайшем будущем, однако благодаря разумному энергопотреблению и автоматизации связи с поставщиками услуг расчеты станут прозрачнее: платить за то, что вы не использовали, вам не придется, как и тратить время на лишние переговоры с управляющими компаниями. В том, чтобы ставить интеллектуальные приборы учета, заинтересованы и сами энергетики: например, «Россети» намерены установить 18 млн умных счетчиков у потребителей в ближайшие 10 лет. Такие счетчики будут автоматически передавать в расчетный центр данные о расходе воды и электричества, и вам не придется переплачивать, если забудете передать показания.

Заменив обычные счетчики на умные, жильцы смогут экономить, а управляющие компании — эффективнее собирать платежи / Znak.com

Это позволяет жителям и бизнесу лучше понимать и планировать свои расходы, избегать просрочек, лучше собирать платежи, сократить поток лишних бумаг и число споров между жителями и управляющими компаниями. Умные счетчики уже внедряют в новых домах в Москве, ими переоборудуют дома в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а при участии МТС такие проекты развивают в Кемеровской области и на Ямале, где энергетикам нет больше нужды вручную собирать данные более чем с 10 тыс. квартир.

Присоединить к интернету вещей можно любое устройство в доме: в электрощитовых датчик оповестит об аварии и вызовет специалистов раньше, чем среагируют жители, а датчики в доме с газовой котельной уберегут от холода или излишнего расхода тепла зимой, повысив комфорт и снизив размеры платежей. 

Вывоз мусора

Продолжение коммунальной темы — цифровизация вывоза мусора. Например, датчиками можно оборудовать мусорные контейнеры: умный бак сам оповестит оператора, когда его пора вывозить, что уменьшит порожний пробег мусоровозов и решит проблему переполненных контейнерных площадок. В сочетании с навигационной системой и интеллектуальным анализом местоположения мусоровозов все будет вовремя, а тарификация — прозрачной.

Уже сегодня отслеживать движение мусоровозов можно в онлайн-режиме, что делает работу операторов более прозрачной и понятнойпредоставлено МТС

МТС уже разработала собственное цифровое решение, которое позволяет упорядочить работу региональных операторов по вывозу мусора. Интеллектуальная система составляет график перевозки отходов на основе данных о наполненности контейнеров, разрабатывает оптимальный маршрут для каждой машины и контролирует качество уборки территории: отчет о проделанной работе с фотофиксацией водители мусоровозов могут отправлять в специальное мобильное приложение. Система выставления счетов жителям и расчет с подрядчиками происходит автоматически по факту выполненной работы. Это усложнит жизнь недобросовестным поставщикам и перекроет возможности для коррупции, которая в конечном итоге больно бьет по кошелькам потребителей. Особое преимущество решения МТС — всю систему можно запустить всего за три недели, сразу получив существенную экономию для бизнеса. Первые проекты уже реализованы в Орловской области и на Сахалине.

Минимум опрессовок

Раскопанные дороги и отсутствие горячей воды летом до сих пор остаются головной болью горожан. Совсем отказаться от летних раскопок нельзя, чтобы не остаться зимой без отопления. Но разместив на трубах датчики давления, датчики протечки и расходомеры, водоканалы смогут быстрее выявлять изношенные и загруженные участки трубопроводов, не дожидаясь очередного прорыва. Такой метод не только эффективен, но и более безопасен: внезапно разорвавшийся магистральный трубопровод может нанести вред не только городской среде, но и людям. А экономия за счет снижения прямых убытков компании вместе с повышением собираемости платежей с потребителей делает вложения в IT-инфраструктуру выгодной для водоканалов.

Среднюю коммунальную аварию лучше предотвратить с помощью IoT, чем разбираться с последствиями непредвиденного ремонтаНикита Телиженко / Znak.com

Безопасные дороги

Дорожные аварии происходят не только из-за некачественного ремонта или невнимательности водителей. Иногда серьезный ущерб автомобилю и здоровью может нанести простой канализационный люк, крышку которого украли, чтобы сдать на металлолом. Число люков, даже в пределах одного микрорайона, так велико, что городские службы не всегда могут адекватно и своевременно проконтролировать ситуацию, тем более что некоторые люки могут оказаться открытыми уже через пару часов после установки новой крышки.

Оснастить специальным датчиком каждый люк — задача не слишком дорогая по сравнению с тем ущербом, который они помогут предотвратить. Цифровой люк предупредит о несанкционированном открытии, позволит аварийным службам оперативно устранить неисправность и сократит финансовые потери в долгосрочной перспективе. Небольшие чипы устойчивы к вибрации и ударом и могут бесперебойно работать при температуре до –40 градусов. «Устройство без подзарядки может работать до 10 лет, а пользователи могут подключить к одной базовой станции десятки тысяч устройств. Все это позволяет хорошо экономить и оптимизировать работу», — комментирует директор МТС в Свердловской области Андрей Елизаров.

Светлый город

Другая проблема российских городов — контроль над уличным освещением. Если с установкой фонарей города более или менее разобрались, то включать их вовремя и в достаточном количестве в условиях стремительно сокращающегося светового дня получается не у всех. Датчики освещенности на фонарях, совмещенные с единым центром контроля, позволят включать и выключать свет своевременно, снизят операционные расходы и повысят безопасность на городских улицах. IoT решения также позволят вовремя находить неработающие фонари и оперативно устранять проблему.

Управлять современными системами освещения гораздо проще, используя интернет вещей / Znak.com

Умная иллюминация может пригодиться не только в повседневной жизни города: в Екатеринбурге, например, к 2020 году смонтировали 433 световые конструкции для праздничного освещения, которые могут работать в разных цветовых режимах. Оснастив их датчиками, соединенными в одну сеть, город получил практичное решение для украшения улиц на несколько лет вперед.

Помощь полиции

Хорошее освещение уже делает город безопаснее, но вместе с системой интеллектуального видеонаблюдения ходить по городу можно будет без лишних опасений в любое время суток. Умные камеры могут подсчитывать количество людей на локации, распознавать пол, возраст и эмоции человека. Параллельно с камерами специалисты устанавливают тепловизоры. Это позволит вовремя распознать появление дыма и огня и оперативно ликвидировать возгорание. Подобная система уже установлена компанией МТС в девяти скверах Владивостока и помогает полиции находить пропавших людей: она опознает их по описанию и показывает местоположение. Эта же система облегчает поиск пропавших вещей и увеличивает пассивную безопасность посетителей парка: едва ли кому-то захочется совершать преступления, если он знает, что его гарантированно поймают.

Всевозможные датчики, камеры и облачная аналитика сделают города безопаснее уже в ближайшем будущем / Znak.com

Аналитика транспорта

Анализ обезличенных данных о передвижении горожан и автотранспорта позволяет понять, каким образом оптимально выстроить маршруты общественного транспорта, где нужно расширить дорогу, чтобы сделать город удобнее.

В России анализ BigData уже применяется в аналитике больших городов. С его помощью специалисты МТС смогли узнать, что в Новой Москве фактически живет в полтора раза больше людей, чем зарегистрировано официально. С учетом этих данных городские власти оперативно перестроили транспортную систему, чтобы местным жителям не приходилось постоянно ездить в переполненных автобусах. На очереди аналитика транспортной системы Екатеринбурга, уже пять лет страдающего от невозможности скорректировать маршрутную сеть, угодив всем. Беспристрастность нейросетей, занимающихся машинным анализом, должна будет исправить эту проблему.

К слову, разработка транспортных систем не единственное применение геоаналитики. С ее помощью можно проанализировать любой микрорайон, чтобы понять, нужны ли там новые магазины и каким будет спрос на услуги бизнеса, если предприниматель захочет открыть торговую точку в конкретном месте.

Мониторинг воды и воздуха

Отслеживать, в каком состоянии находится городской воздух и вода в реках,  важно не только для предприятий, хотя именно они в первую очередь устанавливают такие датчики в местах выбросов. От этого зависит жизнь всех людей, проживающих на конкретной территории, а поэтому городские власти все чаще задумываются об организации параллельного мониторинга. Сейчас количество постов для наблюдения за загрязнением атмосферы невелико — например, на весь Урал это всего 52 стационарных поста с 13 городами. IoT-решения позволяют делать все то же самое, но эффективнее, фиксируя состояние воздуха в онлайн-режиме. Этим уже заинтересовались в Челябинской области и ряде других субъектов: вместе с МТС власти регионов обсуждают проекты создания системы мониторинга воздуха для оперативной реакции на изменения. Чем больше данных и чем оперативнее их будут получать контролирующие органы — тем быстрее будет реакция, и в конечном итоге чище воздух, которым мы дышим.

В промышленных регионах России автоматический мониторинг воздуха — первоочередная задача как для самих предприятий, так и для местных властей / Znak.com

«Пользуясь интернетом вещей, вы просто получаете 10–15% экономии живыми деньгами»

Как отмечает аналитик Иван Кущ, в России сегодня интернет вещей и промышленный интернет активнее всего используют крупные компании: технология применяется в нефтяной отрасли, энергетике и металлургии. «Компании, которые этим пользуются, знают, что если они оборудуют свои системы датчиками и обеспечат обмен данными в автоматическом режиме, то получат в общей сложности большую экономию средств. Им не нужно нанимать дополнительных работников, инженеров, но в итоге они смогут меньше тратить на обслуживание установок. И это просто огромные деньги. Пользуясь интернетом вещей, вы просто получаете 10–15% экономии живыми деньгами», — считает он. 

Эксперт отмечает, что широкое применение технологии в городском хозяйстве могло бы существенно улучшить качество городской среды. «Но часто предприятия в этой сфере думают, что от использования IoT их денежный поток не зависит: если они могут издержки от неэффективной системы управления переложить на потребителей, просто повысив тариф, они датчики ставить не будут. В этом плане, мне кажется, должна быть разработана определенная государственная политика на автоматизацию этой сферы. Пока, к сожалению, не все готовы на это идти», — добавляет Иван Кущ. 

Впрочем, часть регионов уже понимает выгоду от преобразований: например, автоматизацией активно заняты власти Москвы и Татарстана.

Телеком-эксперт Михаил Климарев добавляет, что еще пять лет назад аналитики прогнозировали активный рост в этом секторе. «Сейчас он не такой бурный, как хотелось бы — в пределах 5–6%. IoT-решений много: начиная от контроля за климатом и состоянием воздуха и заканчивая умным освещением и интеллектуальными счетчиками. Последний рынок очень большой и перспективный, но тут все зависит от управляющих компаний. Там, где люди стремятся к какой-то эффективности и прозрачности в бизнесе, они внедряют эти технологии. Если же УК не стремится это делать, причина может быть одна: там воруют», — отмечает Климарев. 

По его мнению, в ближайшие годы интернет вещей будет внедряться повсеместно, но в первую очередь в промышленности и городском хозяйстве: «Я думаю, очень скоро придет умное освещение — когда фонарь наблюдает за происходящим вокруг и не расходует свет понапрасну, когда вокруг нет никакого движения. Очень много будет проектов в промышленности, особенно в добывающей и обрабатывающей, есть много интересных решений в складском хозяйстве и логистике — когда каждая единица перемещения оснащена какими-то датчикам. Это все уже точно делается и потихоньку внедряется», — добавляет он. 

Все данные отправляются и анализируются в дата-центрах. У МТС уже есть множество готовых решений для бизнеса / Znak.com

Сегодня МТС уже развернул полноценную сеть для IoT решений, которая покрывает все промышленно развитые регионы страны. Оператор предоставляет готовые решения на основе интернета вещей и облачных технологий. «Сотрудничество с отечественными производителями позволило МТС предложить своим клиентам готовые, так называемые коробочные решения самых различных задач удаленного мониторинга оборудования и инфраструктуры. Учет коммунальных ресурсов, контроль за выращиванием и хранением сельхозпродукции, системы освещения и безопасности, контроль за передвижением транспорта — для решения этих задач нашим клиентам сегодня не нужно иметь собственные вычислительные мощности, системы хранения данных и штат IT-специалистов», — добавляет директор филиала МТС в Свердловской области Андрей Елизаров.

Партнерский материал

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Добавить комментарий